Школьная коммерция

Ростовский областной общественный фонд новых образовательных технологий     Задать вопрос

Школа: коммерциализация или благотворительность

В «Учительской газете» были опубликованы главы из книги «Новая школа» советника министра образования РФ, директора московской школы №1060 А.Пинского. В ней дан глубокий профессиональный анализ сегодняшнего состояния школы, потенциала источников ее финансирования и рассмотрены пути дальнейшего развития. Отмечены нарастающее отчуждение от школы учащихся, родителей, бизнеса, государства; призрачность перспектив существенного роста бюджетного финансирования; безусловная необходимость денежного и гражданского участия населения в делах школы. Как ключевое направление выхода из сложившейся ситуации рассматривается коммерциализация школы, развитие платных образовательных услуг и привлечение общества в дела управления школой посредством Управляющих советов.

Автор предлагает усилить в системе общего образования рыночные отношения, а в качестве аргумента приводится высказывание новгородского губернатора: «Если вся страна в рынке, то как школа может быть вне рынка?».

Не требует комментарий актуальность кардинального изменения положения с материальным обеспечением школы. Однако перспективы предложенных путей и форм решения этой проблемы порождают некоторые сомнения.
Первое связано с точностью выбора структурного уровня, на котором должны быть решены насущные задачи школы. А. Пинский как директор государственного учреждения и общественный деятель предлагает организовать на федеральном уровне команду заинтересованных лиц, которые, проведя региональные эксперименты, подготовят пакет законодательных актов, обеспечивающих благоприятные условия для дальнейшего динамичного развития школы. Но за два последних десятилетия команд было организовано много, эксперименты «по живому» прошли повсеместно, выпущена масса законов… Однако сложившийся в итоге рынок стал благом далеко не всем, и что более существенно, не во всем. Подавляющему большинству российских граждан, вместо обещанного государственными мужами благополучия, он принес нищету материальную. В связи с этим вполне обоснованы подозрения, что организуемый и управляемый ими же переход школы к рынку принесет детям нищету интеллектуальную. Нравственная - налицо.

Второе сомнение связано с обоснованностью переноса коммерческих форм из относительно простых систем (промышленность, торговля, управление и т.п.), в деятельность системы качественно более высокого уровня – в образование. По нашему мнению, обращение учащегося в потребителя услуг, учителя в продавца, родителя в плательщика может ухудшить ситуацию, усилить процессы отторжения. Коммерческие акценты в сложных ментальных отношениях между тремя главными субъектами образования: учащийся, родитель, учитель несут в себе отталкивающие потенциалы, которые с учетом накопленного населением опыта, пропагандистскими методами снизить будет трудно. Наиболее вероятно, коммерциализация воспримется как процесс ликвидации бесплатного обучения и превращения школы в базар, где «хороший товар» может оказаться не каждому по карману, а лучшие знания будут давать не самые высокооплачиваемые педагоги.

Третье сомнение обусловлено некоторыми противоречиями между предложениями автора и объективных законов развития систем. Они свидетельствует о том, что самые сильные связи лежат на низшем уровне, и именно с них целесообразно начинать любую модернизацию системы в целом. Этот уровень образуют учащийся, родитель и учитель. Развитие именно его скорее и по оптимальной траектории может привести систему образования в качественно новое состояние.

Безусловна актуальность развития форм взаимосвязей школы, общества, государства. Но в планировании и реализации конкретных мероприятий центром внимания должны быть связи руководства школы, учителей, родителей. Причем вначале правовые, гражданские, личностные и т.п., а лишь затем материальные - в социальных системах сложные связи сильнее простых материальных.
В этом плане хотелось бы поделиться рядом соображений, возникших из опыта работы школ г. Ростова-на-Дону в направлении внебюджетного инвестирования дополнительного образования через общественные объединения. Автор данной статьи далек от их противопоставления автору «Новой школы». Скорее наоборот. Представляется, что государственная, демократическая, отраслевая, педагогическая и иные функции новой школы, обоснованные А.Пинским, могут развиваться быстрее и эффективней при наличии альтернатив в области материального обеспечения ее деятельности, при наличии конкуренции – системного фактора, отражающего первостепенное условие динамичного развития и воспроизводства любой системы, в том числе системы образования.
Суть опыта взаимодействия школы и общественного объединения заключается в том, что деньги населения ни на одном из этапов своего обращения не попадают под ведение государственных структур, а остаются финансовыми средствами уровней системы образования не выше администрации школы. Они де-юре фигурируют как целевые благотворительные взносы граждан, направляемые на развитие форм деятельности, определенных «Законом об образовании» в порядке, установленном «Законом об общественных объединениях» и «Налоговым кодексом РФ».

Схема взаимоотношений предельно проста и основана на правах и обязанностях граждан, организаций и учреждений, органов государственной власти, определенных «Гражданским кодексом РФ». Основным документом, устанавливающим порядок самих взаимоотношений, является протокол родительской конференции, проводимой с участием учителей и администрации школы (или договор). В нем за подписью всех участников конференции фиксируются правовые, организационные и финансовые моменты, отражающие интересы сторон: обращение родителей и согласие администрации школы организовать дополнительное обучение детей в форме внеклассной работы; взаимные обязательства сторон по содержанию обучения, контролю качества знаний, материальному обеспечению образовательной деятельности; обязанности родителей оказывать школе содействие в форме целевых благотворительных взносов; оказание доверия администрации школы или конкретному работнику в вопросах распределения текущим порядком поступающих взносов; обращение к общественному объединению по организации соответствующего хозяйственного учета взносов и осуществлению отчетности об их расходовании перед налоговыми и иными государственными органами. Таким общественным объединением может выступить общественный фонд поддержки школы со статусом юридического лица, или иное общественное объединение, устав которого предусматривает оказание материального содействия образованию. После подписания протокола или договора в силу вступают нормы законодательства РФ, которые предусматривают право фонда выплачивать материальное вознаграждение работникам школы и оплачивать закупки необходимых материальных ценностей, а также обязанности перечислять причитающиеся налоги. С правовой точки зрения родители становятся не плательщиками за оказание платных образовательных услуг, а лицами, оказывающими целевую благотворительность в отношении школы. И в такой постановке вопроса, кроется большой потенциал.

Во-первых, демократические принципы взаимоотношений школы - государственного учреждения и родительской общественности обретают реальный действенный характер. Права родителей и работников образования, определенные «Законом об образовании», подкрепляются конкретными взаимовыгодными обязанностями – профессиональными и материальными.

Во-вторых, обращение внебюджетных средств протекает в общественном фонде, который обязан вести открытую финансовую деятельность и подотчетен плательщику. Это открывает несомненные перспективы в развитии взаимного доверия – фактора на сегодняшний день ключевого в динамике внебюджетного инвестирования школы.

В-третьих, общественное объединение не подвластно государственным органам управления и структурам, контролирующим деятельность системы образования. Это обеспечивает больше свобод в планировании и реализации наиболее эффективных путей расходования денежных средств, независимость от противоречий множественных положений и инструкций, обязательных для госучреждений.

Как хозяйствующая структура фонд вправе выдавать родителям документы, подтверждающие их материальное участие в делах школы, и тем самым обеспечивать соблюдение прав на социальные выплату в размере 13% от сумм, внесенных в фонд.
В настоящее время пройдены лишь первые этапы создания такой системы, в основном, в области дополнительного обучения школьников работе на компьютере и лишь незначительно - в других направлениях внеклассной работы школ. Отрадным фактом стало то, что органы управления образования различного уровня в своем большинстве ее поддержали. Есть реальные перспективы создания и развития общественных фондов при школах, которые со временем могут стать Управляющими советами, о коих пишет А.Пинский, причем не только с рекомендательными, но и с исполнительскими функциями, так нужными сегодня школе. Необходимо освободить администрацию, где в основном работают женщины, от дополнительных хозяйственных забот. Важно при этом не вмешиваться в профессиональную деятельность педагогов, не брать на себя указующих функций, а помогать и развивать доверие к себе со стороны учителей, родителей, потенциальных спонсоров!