Внебюджетный счет

Ростовский областной общественный фонд новых образовательных технологий     Задать вопрос

Внебюджетная политика школ

Внебюджетное финансирование школы

Бюджетное финансирование школы растет и будет расти. Вопрос лишь в каких объемах и какими темпами. Однако государство может обеспечить условия соблюдения образовательных стандартов, проконтролировать эффективность вложений именно в общее среднестатистическое образование. Задачу его индивидуализации посредством информатизации, конечно эффективнее решить на главном системном уровне учащийся – учитель - родители. А с этим неразрывны проблемы внебюджетного финансирования школы через платные образовательные услуги, причем не только мероприятий информатизации, но и всего, что относится к традиционному образовательному процессу. В чем видятся главные причины сложившегося положения?

 


Школа: лицевой внебюджетный счет или общественный фонд

Данная статья является продолжением темы ранее опубликованных нами работ [1,2], посвященных перспективам общественных фондов во внебюджетной деятельности школ. Она связана с двумя одновременно протекающими в системе образования процессами: экономической реформой, предусматривающей перевод школ на полную хозяйственную самостоятельность, и развитием общественной линии управления школой.
Протекающая реформа нацелена на превращение бюджетных средств в объекты непосредственного управления администраций школ и на упорядочивание денежного обращения через структуры казначейства. Вероятно, с общеэкономических соображений это позитивный шаг, но… В штатные расписания школ пока не введены должности экономистов, бухгалтеров, кассиров и не выделен соответствующий фонд оплаты труда (Здесь и далее мы оперируем данными из муниципальной системы общего образования г. Ростова-на-Дону). На недоумения директоров школ: «Из каких источников платить зарплату новым сотрудникам?» следует ответ: «Деньги находите сами!...» До введения новшеств районная бухгалтерия численностью примерно 10 человек вполне справлялась с учетом и отчетностью о хозяйственной деятельности 10-15 школ. Теперь этим станут заниматься втрое больше людей с неизбежным перераспределением денежных средств в ущерб основным работникам – учителям.

 


Права и обязанности государства, образовательных учреждений и фондов

(выписки из законов)

Закон «Об Образовании». Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Закон «Об Образовании». Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования
Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:
3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

 


Школа: коммерциализация или благотворительность

В «Учительской газете» были опубликованы главы из книги «Новая школа» советника министра образования РФ, директора московской школы №1060 А.Пинского. В ней дан глубокий профессиональный анализ сегодняшнего состояния школы, потенциала источников ее финансирования и рассмотрены пути дальнейшего развития. Отмечены нарастающее отчуждение от школы учащихся, родителей, бизнеса, государства; призрачность перспектив существенного роста бюджетного финансирования; безусловная необходимость денежного и гражданского участия населения в делах школы. Как ключевое направление выхода из сложившейся ситуации рассматривается коммерциализация школы, развитие платных образовательных услуг и привлечение общества в дела управления школой посредством Управляющих советов.
Автор предлагает усилить в системе общего образования рыночные отношения, а в качестве аргумента приводится высказывание новгородского губернатора: «Если вся страна в рынке, то как школа может быть вне рынка?».
Не требует комментарий актуальность кардинального изменения положения с материальным обеспечением школы. Однако перспективы предложенных путей и форм решения этой проблемы порождают некоторые сомнения.