О КУЛЬТУРЕ, ИСКУССТВЕ
ЖИЗНЬ КОРОТКА, ИСКУССТВО ДОЛГО
ЖИЗНЬ КОРОТКА, ИСКУССТВО ДОЛГО.
(ART IS LONG, LIFE IS SHORT.)
Английск.
Искусство – в умении скрывать искусство. Греческ.
Искусство – живой ручей, наука – яркий светильник. Казахск.
Искусство нуждается в покровителе. (Kunst will Gunst.) Немецк.
Искусство смягчает нравы. Греческ.
Искусство требует жертв. Русск.
Каждый истинный учёный должен быть художником и поэтом. Французск.
Кто незнаком с поэзией, музыкой и прочими искусствами, тот словно скотина – разве что без хвоста и рогов. Индийск.
Поэт и певец – соловьи человечества. Казахск.
Когда рисуешь ветвь, нужно слышать дыхание ветра. Японск.
Культура – это то, что остаётся в памяти, когда всё забыто. Английск.
АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ:
Культура, искусство, эстетика
Не сотвори себе кумира. Библия.
I в. до н.э. ‒ XVII в.
Знай же, художник, что нужны во всём простота и единство. Квинт Гораций Флакк.
Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно. Публий Овидий Назон.
Всякое искусство есть подражание природе. Сенека (Младший).
Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его. Сенека (Младший).
Искусство никогда не умирает. Гай Петроний Арбитр.

{392a}
Гай Петроний Арбитр
(ок. 14 —66)
‒ древнеримский писатель, автор романа «Сатирикон», рисующего нравы римского общества.
Любовь к творчеству ещё никого не обогатила. Гай Петроний Арбитр.
Искусство тем совершеннее, чем дальше от ремесла. Леонардо да Винчи.
Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело. Микеланджело Буонарроти.
Пустяки создают совершенство, а совершенство – не пустяк. Микеланджело Буонарроти.
Сначала произведения дают славу автору, а потом уже автор даёт славу своим произведениям. Мишель де Монтень.
Искусство восполняет недостатки природы. Джордано Бруно.
Иной раз прекрасные творения более привлекательны, когда они несовершенны, чем когда слишком законченны. Франсуа де Ларошфуко.
Есть области, в которых посредственность невыносима: поэзия, музыка, живопись, ораторское искусство. Жан де Лабрюйер.
XVIII в.
Нет на свете существа более неприкаянного, чем вышедший из моды кумир. Джозеф Аддисон.
Музы не такие девки, которых всегда изнасильничать можно. М.В. Ломоносов.
В местностях, где процветали искусства, рождались и самые прекрасные люди. Иоганн Винкельман.
Задача искусства – волновать сердца. Клод Гельвеций.
Все жанры искусства хороши, кроме скучных. Вольтер.

{93a}
Вольтер
(1694 – 1778)
– один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник.
Секрет искусства в том, что оно исправляет природу. Вольтер.
Каждому художнику желанны рукоплескания. Похвалы современников – это самая драгоценная часть его награды. Жан-Жак Руссо.
Высшая похвала художнику – это когда перед его произведением забываешь о похвалах. Готхольд Лессинг.
Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Дени Дидро.
Известность – удовольствие быть знакомым тем, кто с тобой незнаком. Николя де Шамфор.
XIX в.
Искусство должно задаваться целью, которая непрерывно отдалялась бы, сохраняя бесконечно большую дистанцию меж творением и тем, что служит ему образцом. Антуан Ривароль.
Высшая похвала художнику – когда мы забываем его за его произведениями. Иоганн фон Шиллер.
Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение путём нравственных средств, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путём к нравственности. Иоганн фон Шиллер.
Искусство есть способность видеть невидимое, осязать неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика. Жозеф Жубер.
Из всех идолопоклонников нет безумнее того, кто поклоняется самому себе. Пьер Буаст.
Искусство если не хлеб, то вино жизни. Жан Поль.
Истинные дарования не остаются без награды: есть публика, есть потомство. Главное дело не получать, а заслуживать. Н.М. Карамзин.
Эстетика есть наука вкуса. Н.М. Карамзин.
Искусство имеет своей задачей раскрыть истину в чувственной форме. Гегель.
Каждое художественное произведение принадлежит своёму времени, своёму народу, своей среде. Гегель.
Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам. Гегель.
Аплодисменты, как и ответную любовь, можно лишь желать, вынудить их нельзя. И. Гёте.

{122a}
Иоганн Вольфганг фон Гёте
(1749 ‒ 1832)
‒ великий немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель
Величие человека заключается в том, что он – единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность. И. Гёте.
Выдающийся художник часто не может судить ни о своих, ни о чужих произведениях. И. Гёте.
Первоклассные произведения искусства, собственно, нужно время от времени созерцать повторно; в них таится необозримая глубина. И. Гёте.
С тем, кто отрицает идеал, может легко случиться, что он пошлое примет за прекрасное. И. Гёте.
Техника в соединении с пошлостью – это самый страшный враг искусства. И. Гёте.
Служенье муз не терпит суеты. А.С. Пушкин.
Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый – время. В.Г. Белинский.
Искусство без мысли, что человек без души – труп. В.Г. Белинский.
Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы её выражать. Нам должно схватывать ум, смысл, облик вещей и существ. Оноре де Бальзак.
Искусство – это одежда нации. Оноре де Бальзак.
Искусство – это религия, которая имеет своих жрецов и должна иметь своих мучеников. Оноре де Бальзак.
Стиль – порождение идей, а не слов. Оноре де Бальзак.
Искусство есть примирение с жизнью. Н.В. Гоголь.
Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеётся над безобразием худшего в человеке. Н.В. Гоголь.
Популярность точно так же, как и воздух, есть сила, которая поднимает, но не носит. Фелисите де Ламенне.
Неустанно совершенствуй своё искусство, остальное придёт само собой. Роберт Шуман.
Посылать свет в глубину человеческого сердца – вот назначение художника. Роберт Шуман.
Все прекрасно лишь до тех пор, пока оно не коснётся нас лично. Жизнь никогда не бывает прекрасна: прекрасны только картины её в очищенном зеркале искусства. Артур Шопенгауэр.
Искусство – это совесть человечества. Фридрих Хеббель.
Искусство – это цветок живой природы. Ф. Грильпарцер.

Портрет кисти Н.И. Крамского. {362a}
Николай Алексеевич Некрасов
(1821 ‒ 1877)
‒ русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы.
Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях речевые обороты простого народа. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии.
Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удаётся срывать и прекрасные цветы. Жорж Санд.
Сейте разумное, доброе, вечное. Н.А. Некрасов.
В конце концов, всё, что может искусство, – это сделать скотину менее злой. Гюстав Флобер.
В стиле, как в музыке, самое прекрасное и самое редкое – это чистота тона. Гюстав Флобер.
Для каждого нравственная ценность искусства заключается в том, что соответствует его интересам. Гюстав Флобер.
Если есть на земле и среди всех ликов небытия верование, достойное преклонения, если есть что-то светлое, чистое, возвышенное, что-то, говорящее нашей неудержимой тяге к бесконечному и смутному, зовущееся на нашем языке душой, – это искусство. Гюстав Флобер.
Если ни одно прекрасное творение не осталось незамеченным, то, с другой стороны, не было такого постыдства, которое не заслуживало бы рукоплесканий, ни такого глупца, который не был бы объявлен великим человеком. Потомство иногда меняет оценку. Гюстав Флобер.
Если художественное произведение не волнует, значит, оно не достигает истинной цели искусства. Гюстав Флобер.
Искусство – роскошь, для него нужны чистые и спокойные руки. Гюстав Флобер.
Искусство – самое высокое проявление души. Гюстав Флобер.
Искусство надо любить ради самого искусства, иначе лучше заняться любым другим ремеслом. Гюстав Флобер.
Искусство приукрашивает страсти. Гюстав Флобер.
Найти форму, вполне соответствующую данному замыслу, – вот секрет создания шедевров. Гюстав Флобер.
Необычайные чувства порождают высокие творения. Гюстав Флобер.
Сюжет ничего не значит, всё зависит от исполнения. Гюстав Флобер.
Тему не выбирают. Вот чего не понимают ни публика, ни критики. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя. Гюстав Флобер.
Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой. Ф.Н. Глинка.
Искусство есть такое воздействие на людей, при котором в душах их таинственное становится очевидным, смутное делается ясным, сложное – простым, случайное – необходимым. Анри-Фредерик Амьель.

{186a}
Фёдор Михайлович Достоевский
(1821 – 1881)
‒ один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей, признанный классик мировой литературы
Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете. Ф.М. Достоевский.
Нельзя любить то, чего не знаешь! Ф.М. Достоевский.
Описание цветка с любовью к природе гораздо более заключает в себе гражданского чувства, чем обличение взяточничества, ибо тут соприкосновение с природой, с любовью к природе. Ф.М. Достоевский.
Вечная новизна – вот в чём мера достоинства любого произведения искусства. Ральф Эмерсон.
Слишком близкое сходство с жизнью убийственно для искусства. Ральф Эмерсон.
Творение руки человека в искусстве никогда не может быть выше вдохновения сердца. Ральф Эмерсон.
Тому, кто способен создавать произведения искусства, нет нужды коллекционировать их. Ральф Эмерсон.
Искусство перестаёт быть искусством, как только наше сознание начинает воспринимать его как искусство. Р. Вагнер.
Два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или справедливого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц. Виктор Гюго.
Популярность – слава, разменянная на медяки. Виктор Гюго.
Стиль – как хрусталь: от чистоты его зависит блеск. Виктор Гюго.
Театр не есть страна реального; в нём картонные деревья, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках, солнце, выходящее из-под земли. Театр в то же время – это страна истинного: на сцене – человеческие сердца, за кулисами – человеческие сердца, в зрительном зале – человеческие сердца. Виктор Гюго.

Портрет кисти В.Г. Перова. {377a}
Александр Николаевич Островский
(1823 ‒ 1886)
‒ русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра
Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть. А.Н. Островский.
Бессмертие состоит в том, что человек принимает участие в бессмертном творении, то есть в искусстве, науке, религии, добродетели и всех формах проявления добра и красоты. Жозеф Ренан.
Выдающимся является лишь такое произведение искусства, которое одновременно представляет собою и символ, и точное выражение действительности. Ги де Мопассан.
Вдохновение рождается только от труда. П.И. Чайковский.
В искусстве нет классификации, нет этикетов, нет школы старой или новой, а есть то, что во всё времена волнует, восхищает, утешает, облагораживает, живёт, есть то, что красиво и благородно. Александр Дюма (сын).
Искусство требует или уединения, или нужды, или страсти. Александр Дюма (сын).
XX в.
Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра. Джон Рескин.
В искусстве всё чуть-чуть. Л.Н. Толстой.
Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем. Л.Н. Толстой.
Всякое ложное произведение, восхваленное критиками, есть дверь, в которую тотчас же врываются лицемеры искусства. Л.Н. Толстой.
Искусство – одно из средств различия доброго от злого. Л.Н. Толстой.
Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке. Л.Н. Толстой.
Искусство есть одно из средств единения людей. Л.Н. Толстой.
Прежде боялись, как бы в число предметов искусства не попали предметы, развращающие людей, и запрещали его все. Теперь же только боятся, как бы не лишиться какого-нибудь наслаждения, даваемого искусством, и покровительствуют всякому. И я думаю, что последнее заблуждение гораздо грубее первого и что последствия его гораздо вреднее. Л.Н. Толстой.
Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит учёный или художник своёму покою или благосостоянию, чтобы отдаться своёму призванию. Л.Н. Толстой.
Произведение искусств только тогда есть произведение искусств, когда оно вносит новое чувство в обиход человеческой жизни. Л.Н. Толстой.
Эстетика есть выражение этики: искусство выражает те чувства, которые испытывает художник. Если чувства хорошие, то и искусство будет хорошее, высокое, и наоборот. Если художник – нравственный человек, то и искусство его будет нравственным. Л.Н. Толстой.
Эстетическое и этическое – два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая сторона. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому. Л.Н. Толстой.
Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы благодаря ему становимся. Оскар Уайльд.

{521a}
Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд
(1854 ‒ 1900)
‒ английский философ, эстет, писатель, поэт ирландского происхождения.
Самым успешным произведением стал единственный роман Уайльда «Портрет Дориана Грея». Экранизирован более 30 раз.
Для художника нравственная жизнь человека – лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства – в совершенном применении несовершенных средств. Оскар Уайльд.
Если природа – это материя, стремящаяся стать душой, то искусство – это душа, выражающая себя в материальном. Оскар Уайльд.
Из всех художников, которых я знал, только бездарные были обаятельными людьми. Талантливые живут своим творчеством, и поэтому сами по себе совсем не интересны. Великий поэт – подлинно великий – всегда оказывается самым прозаическим человеком. А второстепенные – обворожительны. Оскар Уайльд.
Популярность – это лавровый венок, дарованный миром низкопробному искусству. Все, что популярно, – дурно. Оскар Уайльд.
Цель искусства – раскрыть красоту и скрыть художника. Оскар Уайльд.
Чего нет в творце, не может быть и в творении. Оскар Уайльд.
Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскалённым хаосом. Фридрих Ницше.
Искусство – как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдет в окно. Сэмюел Батлер.
История искусства – это история возрождений. Сэмюел Батлер.
Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, – это всегда автопортрет. Сэмюел Батлер.
Искусство живёт только фанатизмом. Эмиль Золя.
Произведение искусства – это уголок мироздания, увиденный сквозь призму определённого темперамента. Эмиль Золя.
Реализм унижает искусство. Эмиль Золя.
Художественное произведение есть кусок природы, профильтрованный сквозь темперамент художника. Эмиль Золя.

{484a}
Герберт Спенсер
(1820 ‒ 1903)
‒ английский философ и социолог.
Защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других».
Архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия справедливо могут быть названы цветом цивилизованной жизни. Герберт Спенсер.
Публика в искусстве любит больше всего то, что банально и ей давно известно, к чему она привыкла. А.П. Чехов.
Высшая задача таланта – своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В.О. Ключевский.
Декадентство – это искусство, утратившее эстетическое чутье, но сохранившее свою технику. Это творчество без идеала, как толстовщина – религия без Бога. В.О. Ключевский.
Искусство – суррогат жизни, потому что искусство любят те, кому не удалась жизнь. В.О. Ключевский.
Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров. В.О. Ключевский.
Театральный зритель есть человек, купившей себе в кассе право требовать, чтобы его одурачили, заставили мираж принимать за действительность. В.О. Ключевский.
Художник что зеркало, которым дорожат только потому, что оно даёт возможность любоваться самим собой. В.О. Ключевский.
Искусство надо чувствовать, а не понимать. Гурмон.
Искусству пошло бы на пользу: меньше школ и больше школы. Мария фон Эбнер-Эшенбах.
Прямая обязанность художника – показывать, а не доказывать. А.А. Блок.
Искусство помогает человечеству в его движении от прошлого к будущему. В.Г. Короленко.
Для оценки произведений искусства у нас никогда не будет ничего, кроме чувства и разума, а это самые неточные инструменты в мире. Анатоль Франс.

{544a}
Анатоль Франс
(1844 ‒ 1924)
‒ французский писатель и литературный критик, Лауреат Нобелевской премии по литературе (1921), деньги которой он пожертвовал в пользу голодающих России.
Подлинным является только то искусство, которое себя не обнаруживает. Анатоль Франс.
Угроза искусству надвигается со стороны двух чудовищ: художника, чуждого мастерству, и мастера, чуждого искусству. Анатоль Франс.
Художественная мода проходит, как всякая другая мода. Есть излюблённые фразы, претендующие на новизну, подобно дамским нарядам, шитым у важных портних: больше одного сезона, однако, не держатся. Анатоль Франс.
Чувство меры в искусстве – всё. Анатоль Франс.
Театр – не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло. В.В. Маяковский.
Искусство – шаг из природы в Бесконечность. Джебран.
Истинное искусство – не в высоких и низких нотах, не в звонких словах стихотворения и в линиях и в красках картины, оно – в тех молчаливых трепещущих паузах, что возникают между тонами песни, в тех волнующих оттенках поэмы, что безмолвно, уединённо и скрыто пребывают в душе поэта, оно – в откровении картины, созерцая которую, ты видишь вдали нечто неведомое и прекрасное. Джебран.
Произведение искусства – туман, изваянный в образ. Джебран.
В великом произведении всегда содержится простейшая истина в расчёте на простейшее прочтение. Гилберт Честертон.
Всякое великое произведение бессмертно, ибо оно учит разные поколения разному, осуждая их за ошибки, свойственные каждому из них. Гилберт Честертон.
Эстет – это человек, который достаточно сложен, чтобы восхищаться хорошей картиной, но недостаточно прост, чтобы её любить. Гилберт Честертон.
Задача искусства – протирать нам глаза. Карл Краус.

{258a}
Карл Краус
(1874 ‒ 1936)
‒ австрийский писатель, поэт-сатирик, литературный и художественный критик, фельетонист, публицист, уникальная фигура немецкоязычной общественной и культурной жизни первой трети XX века.
Искусство – это то, чем мир станет, а не то, что он есть. Карл Краус.
Скромность – право художника, тщеславие составляет его обязанность. Карл Краус.
Задача искусства – дать эстетическую и нравственную оценку всех существенных явлений жизни, в том числе и отрицательных, чтобы помочь человеку понять себя, поднять веру в себя и развить стремление к истине, бороться с пошлостью, уметь найти в людях хорошее, возбуждать в их лицах стыд, гнев, мужество, делать всё, чтобы люди стали благородными, сильными, могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты. Максим Горький.
Истинная суть и смысл культуры – в органическом отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что унижает человека и заставляет его страдать. Максим Горький.
Не зная истории культуры, невозможно быть культурным человеком. Максим Горький.
Факт – ещё не вся правда, он – только сырье, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правду искусства. Максим Горький.
Развитие искусства отражает развитие общества. Искусство учит людей видеть и чувствовать, оно само есть некий язык и аккумулирует в себе огромные возможности. Альфред Адлер.
Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать. К.С. Станиславский.
Театр начинается с вешалки. К.С. Станиславский.
Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве. К.С. Станиславский.
Нет необходимости нападать на плохое искусство – оно погибнет и так. У. Оден.
В искусстве, как и в жизни, всё запутанное бесплодно. Стефан Цвейг.
Искусство многообразно, но высшая его форма та, что в своих законах и проявлениях наиболее родственна природе. Стефан Цвейг.
Не может или почти не может быть великих произведений искусства, в которых так или иначе не был бы заложен элемент безнадёжности. Стефан Цвейг.
Совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Антуан де Сент-Экзюпери.

{611a}
Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери
(1900 ‒ 1944)
‒ известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик, эссеист.
Плоды истинной науки и истинного искусства – это плоды жертв, а не материальных выгод. Ромен Роллан.
Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре. С.Н. Булгаков.
Когда произведение опубликовано, авторское толкование не более ценно, чем любое прочее. Поль Валери.
Жизнь познаётся из книг и произведений искусства, быть может, ещё в большей мере, чем из самой жизни. Теодор Драйзер.
Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства. Теодор Драйзер.
Искусство требует знаний. Бертольт Брехт.
Подлинное произведение искусства никогда не умрёт, какая бы политика ни была в его основе. Эрнест Хемингуэй.
Обычно думают, что стиль – это сложный способ выражения простых вещей. На самом деле это простой способ выражения вещей сложных. Жан Кокто.
Искусство не зеркало, оно не обязано отражать всё без разбора. Эмиль Кроткий.
Гениальность – это сочетание природного творческого дара и особой способности художника видеть мир совершенно по-своему и в то же время с такой широтой, что он находит отклик не у людей того или иного типа, но у всех людей. Уильям Моэм.
Кто был министром культуры в эпоху Шекспира! Станислав Ежи Лец.
Хочется сказать художнику: не лги – выдумывай! Станислав Ежи Лец.
Искусство – это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир. Андре Моруа.
Дело художника – рождать радость. К.Г. Паустовский.
Искусство – это ложь, которая ведёт нас к истине. Пабло Пикассо.
Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо.
Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда. Сальвадор Дали.
Искусство требует жертв! … И с каждым днём их становится всё больше. Интернет.
Изобразительное искусство
V в. до н.э. ‒ XVII в.
Живопись – молчащая поэзия, а поэзия – звучащая живопись. Симонид.
Скульптор в своих произведениях должен выражать состояние души. Сократ.

{153a}
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи
(1452 – 1519)
– итальянский художник, живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.
Современникам он больше известен как художник. Однако сам да Винчи считал себя в первую очередь инженером или учёным. Изобразительному искусству он отдавал не очень много времени, поэтому художественное наследие Леонардо не велико. Однако, пожалуй, самая известная в мире картина «Мона Лиза» или «Портрет госпожи Лизы Джокондо» написана именно им. Находится в Лувре (Париж, Франция), считается бесценной, не подлежащей купле-продаже.
Картина – это поэма без слов. Квинт Гораций Флакк.
Рисуешь верблюда – рисуй горб. Саади.
Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Леонардо да Винчи.
Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника. Леонардо да Винчи.
Живописец спорит и соревнуется с природой. Леонардо да Винчи.
Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает всё противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их. Леонардо да Винчи.
Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства. Леонардо да Винчи.
Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – живопись, которую слышат. Леонардо да Винчи.
Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат. Леонардо да Винчи.
Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берёт картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведёт хороший плод…. Леонардо да Винчи.
Не всегда хорошо то, что красиво. И это я говорю для тех живописцев, которые так влюблены в красоту красок, что с большим сожалением придают им самые слабые и почти неощутимые тени недооценивая их рельефности. В этой ошибке они подобны тем, кто употребляет красивые, но ничего не говорящие слова. Леонардо да Винчи.
В живописи кто, нарисовавши лицо, прибавляет ещё кое-что, тот делает картину, а не портрет. Блез Паскаль.
XVIII в.
Живописец и скульптор – оба поэты, но последний никогда не впадает в шарж. Дени Дидро.
Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собою какое-либо великое правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо. Дени Дидро.
Набросок – создание пыла и гения, картина – создание труда, терпения, долгого изучения и законченных знаний в искусстве. Дени Дидро.
Скульптура не терпит ни шутовства, ни паясничества, ни забавного, даже редко комического. Мрамор не смеётся. Дени Дидро.
XIX в.
Когда, восхищаясь картиной, мы забываем о художнике, то для него это самая изощренная похвала. Иоганн фон Шиллер.

{596a}
Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер
(1759 ‒ 1805)
‒ немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач.
Вошёл в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности.
Архитектура – застывшая музыка. И. Гёте.
Архитектура – окаменевшая музыка. И. Гёте.
Живопись – самое доступное и удобное из искусств. И. Гёте.
Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить. Стендаль.
Живопись – это искусство, при помощи которого художник изображает страсть через черты лица и положение тела и волнует зрителя своим отношением к сюжету, сочувственным и ироническим. Стендаль.
На беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Александра Македонского. Козьма Прутков.
Архитектура – тоже летопись жизни: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. Н.В. Гоголь.
Архитектура – это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка. Фридрих фон Шеллинг.
Живопись – неболтливое искусство, и в этом, по моему, её немалое достоинство. Графиня де Сегюр (С.Ф. Ростопчина).
Картины не должны быть слишком картинными. Ральф Эмерсон.
XX в.
Не допускайте, чтобы цена определила достоинство картины, будет время, картина сама определит свою цену. Джон Рескин.
Написать картину может последний дурак, но продать её только умный сумеет. Сэмюел Батлер.
Чтобы увидеть, я закрываю глаза. П. Гоген.

Прижизненная фотография с автографом. {579a}
Антон Павлович Чехов
(1860 – 1904)
‒ писатель, драматург, общепризнанный классик мировой литературы
Сделать из мрамора лицо – это значит удалить из этого куска то, что не есть лицо. А.П. Чехов.
Здравый и здоровый человек лепит Венеру Милосскую из своей Акулины и не видит в Венере Милосской ничего более своей Акулины. В.О. Ключевский.
В живописи, как и в морали, главное состоит в том, чтобы в нужном месте провести линию. Гилберт Честертон.
Живописец должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено. Поль Валери.
Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью. Поль Валери.
Во фразе: «Картины Пикассо – это мазня» – о Пикассо не сказано ничего, зато о говорящем – всё. Жан Кокто.
«Мыслитель» Родена – шахматист, у которого отняли доску. Рамон Гомес де ла Серна.
В своей работе я не следую Природе, а иду впереди неё и вместе с ней. Художник должен наблюдать Природу, но никогда не отождествлять её с искусством. Пабло Пикассо.
Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц! Пабло Пикассо.

{393a}
Пабло Пикассо
(1881 ‒ 1973)
‒ всемирно известный испанский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.
По экспертным оценкам, Пикассо — самый «дорогой» художник в мире. В 2010 году картина Пикассо «Обнажённая, зелёные листья и бюст» была проданная на аукционе «Кристис» за 106 482 000 долларов и стала самым дорогим произведением искусства в мире на тот момент.
Живопись – занятие для слепцов. Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует. Пабло Пикассо.
Кто видит человеческое лицо правильно: фотограф, зеркало или художник! Пабло Пикассо.
На выставке детских рисунков: В этом возрасте я уже мог рисовать как Рафаэль; потребовались долгие годы, прежде чем я научился рисовать так, как рисуют эти дети. Пабло Пикассо.
На своих картинах я пишу не то, что вижу, а то, о чём думаю. Пабло Пикассо.
Художник – это человек, который пишет то, что можно продать. А хороший художник продаёт то, что пишет. Пабло Пикассо.
Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший. Сальвадор Дали.
Художник думает рисунком. Сальвадор Дали.
Музыка
IV в. до н.э. ‒ XIX в.
Музыка облагораживает нравы. Аристотель.

Памятник в Юрихами, Тоттори, Япония. {496a}
Сюнь-цзы
(ок. 313/290 ‒ 238/215 гг. до н.э.)
‒ китайский мыслитель, автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны». По мнению некоторых учёных значение Сюнь-цзы для китайской культуры сравнимо со значением Аристотеля для Запада.
Музыка – источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи. Сюнь-цзы.
Музыка глушит печаль. Уильям Шекспир.
Музыка предназначается для того, чтобы доставлять удовольствие не только людям с музыкальным слухом, а всем, кто способен отличить грубые звуки от неприятных. Джозеф Аддисон.
Поэзия опер обыкновенно настолько же плоха, насколько хороша их музыка. Джозеф Аддисон.
Из всех искусств музыка – самое человечное и распространённое. Жан Поль.
Музыка – поэзия воздуха. Жан Поль.
Музыка – истинная всеобщая человеческая речь. Карл Вебер.
Музыка должна высекать огонь из людских сердец. Бетховен.
Ноты – это лишь искусство записывать идеи, главное – это иметь их. Стендаль.
Кто не играет вместе с фортепьяно, не играет и на нем. Роберт Шуман.
Пальцы должны создавать на рояле то, чего хочет голова, – а не наоборот. Роберт Шуман.
Чтобы сочинять музыку, достаточно вспомнить звуки, которые никому ещё не приходили в голову. Роберт Шуман.
Область музыки – душевные волнения. Цель музыки – возбуждать эти волнения, и сама она также вдохновляется ими. Жорж Санд.
Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и даёт нам возможность в течение нескольких минут постичь её величие. Томас Карлейль.
Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душою. Бертольд Ауэрбах.
Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. Бертольд Ауэрбах.
Музыка – универсальный язык человечества. Генри Лонгфелло.

{307a}
Генри Уодсворт Лонгфелло
(1807 ‒ 1882)
‒ американский поэт и переводчик.
В России поэзия Лонгфелло долгое время пользовалась поистине всенародной любовью
Музыка побуждает нас красноречиво мыслить. Ральф Эмерсон.
Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе. Ральф Эмерсон.
Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках. И.С. Тургенев.
Мелодия – единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны. Р. Вагнер.
Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль. Р. Вагнер.
Опера – полнейшая форма музыки как искусства. Н.Г. Чернышевский.
Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности. П.И. Чайковский.
Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит своё, на общую пользу. П.И. Чайковский.
XX в.
Музыка – высшее в мире искусство. Л.Н. Толстой.
Музыка – это стенография чувств. Л.Н. Толстой.
Музыка – акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде. В.О. Ключевский.
Музыка – язык души и мелодия ветерков, колеблющих струны чувств; она – тонкие пальцы, воскресающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби или о кратких мгновениях истинной радости и веселья. Джебран.
Музыка подобна поэзии и живописи. Она отображает различные состояния человека, очерчивает силуэты движений сердца, разъясняет фантазии душевных склонностей, придаёт форму мыслям и описывает прекраснейшие желания тела. Джебран.
Музыка подобна светильнику – изгоняя из души тьму и освещая сердце, она открывает его глубины. Джебран.
Музыка, по существу, бесполезна, как и жизнь. Джордж Сантаяна.
В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса. Альберт Эйнштейн.

{619a}
Илья Григорьевич Эренбург
(1891 – 1967)
– российский писатель, публицист.
Гитлер лично распорядился поймать и повесить Эренбурга, объявив его в январе 1945 года злейшим врагом Германии. Нацистская пропаганда дала Эренбургу прозвище «Домашний еврей Сталина».
Есть в музыке огромное преимущество: она может, не упоминая ни о чём, сказать всё. Илья Эренбург.
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. В.А. Сухомлинский.
Композиторы присоединяют ноты одну к другой – вот и всё. И.Ф. Стравинский.
Мою музыку лучше всего понимают дети и животные. И.Ф. Стравинский.
Я изобретаю музыку. И.Ф. Стравинский.
Театр, кино
I в. до н.э. ‒ XVIII в.
Те, кто любит много танцевать, по-видимому, имеют больше мозгов в ногах, чем в голове. Публий Теренций Афр.
Сатира – такое зеркало, в котором зритель видит любое лицо, кроме собственного. Публий Овидий Назон.
Всякий может фиглярствовать и изображать на подмостках честного человека, но быть порядочным в глубине души, где всё дозволено, куда никому нет доступа, – вот поистине вершина возможного. Ближайшая ступень к этому – быть таким же у себя дома, в своих обыденных делах и поступках. Мишель де Монтень.
Всякой комедии, как и всякой песне, – своё время и своя пора. Мигель де Сааведра Сервантес.
Сатира – своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного. Джонатан Свифт.

{459a}
Джонатан Свифт
(1667 – 1745)
‒ англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель.
Автор знаменитой фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки.
Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге. Вольтер.
Кто не хочет быть фигляром, пусть избегает подмостков: взобравшись на них, не фиглярствовать уже нельзя, иначе публика забросает вас камнями. Николя де Шамфор.
XIX в.
Для хороших актеров нет дурных ролей. Иоганн фон Шиллер.
Театр – канал, посредством которого льётся непосредственно в народные массы то, что вырабатывает наука и знание. Иоганн фон Шиллер.
Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон. Театр вытаскивает обман и ложь из кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Иоганн фон Шиллер.
Театр развертывает перед нами разнообразную панораму человеческих страданий. Иоганн фон Шиллер.
Публика любит, чтобы с нею обходились, как с женщинами, которым говоришь лишь то, что им приятно слышать. И. Гёте.
Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру. Н.В. Гоголь.
Играй всегда так, будто тебя слушает артист. Роберт Шуман.
Сцена – жгучая арена; когда находишься на ней, приходишь в возбуждение, и всё жизненные эмоции в сравнении с доставляемыми ею кажутся холодными и бледными; но когда оставляешь её, разбитый и усталый, то страшно становится от пережитого испытания. Жорж Санд.
Драматическое искусство – это геометрия, переходящая в музыку. Гюстав Флобер.
XX в.
Если в первом акте на сцене висит ружьё, то в последнем оно должно выстрелить. А.П. Чехов.

{486a}
Константин Сергеевич Станиславский
(настоящая фамилия ‒ Алексеев)
(1863 ‒ 1938)
‒ выдающийся русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра, создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире.
Первый Народный артист СССР.
Если актер плохой, аплодисменты делают его ещё хуже. Жюль Ренар.
Следует прощать талантливым актрисам их капризы, ибо бедные, лишённые таланта дамы капризничают не меньше. Жюль Ренар.
На каждые пятьдесят человек, посещающих у нас оперу, один, быть может, любит её уже и сейчас; из прочих сорока девяти большинство, как мне кажется, ходит в оперу затем, чтобы научиться её любить. Марк Твен.
Единственный царь и владыка сцены – талантливый артист. К.С. Станиславский.
У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое. Карел Чапек.
Комедия апеллирует к голове, трагедия – к сердцу. Макс Бирбом.
Если пьеса имеет успех, режиссер воображает себя гением. Если пьеса проваливается, он заявляет, что публика – дура. С. Гитри.
Мне аплодируют, потому что меня понимает любой; вам аплодируют, потому что вас не понимает никто. (Чарли Чаплин – Альберту Эйнштейну). Чарльз Спенсер Чаплин.
Сняться в плохом фильме – всё равно что плюнуть в вечность. Ф.Г. Раневская.
Танцы – это трение двух полов о третий. Интернет.
Телесериалы сильно сокращают время, отпущенное нам на жизнь. Интернет.