О ПИСЬМЕННОСТИ, КНИГЕ, ЛИТЕРАТУРЕ
ЯЗЫК СОХРАНИТСЯ ТОЛЬКО ЕСЛИ НА НЁМ ПИСАТЬ
Книга – не шапка, выбирай по голове
Все товар, и мусор товар, а книги – не товар
Не красна книга письмом, красна умом
ЯЗЫК СОХРАНИТСЯ ТОЛЬКО ЕСЛИ НА НЁМ ПИСАТЬ.
Албанск.
Не знания ценны, а умение хранить их.
Армянск.
Буква – солдат, а смысл – генерал. Корейск. Т.е. смысл в письменном языке важней.
Грамота (т.е. язык письменности) – второй язык. Русск.
Мертвая буква дороже живого слова. Русск.
Меч не тупит пера, перо не тупит меча. Русск.
Один иероглиф стоит тысячу золотых. Китайск.
Перо разговаривает со своим другом. Лезгинск.
Письмо не товарищ, а правду говорит. Русск.
Худшие чернила лучше, чем лучшая память. Китайск.
Что меч, что перо – сражаются за одно. Русск.
Язык коснёет, а перо не робеет. Русск.
Тарабарская грамота. (Всякое цифирное письмо). Русск.
Гусиное перо опасней львиной лапы.
Английск.
Карандаш иной раз тяжелее пудового молота. Русск.
Кисть (которой питут иероглифы) сильнее меча. Японск.
Кончик калама острее сабли. Туркменск.
Меч бессилен там, где действует перо. & Меч не сделает того, что может сделать перо. Персидск.
На кончике пера – сила меча. & Перо острее (или: сильнее, могущественнее) меча. Азербайджанск., английск., японск.
De pen is machtiger dan het zwaard. Нидерландск.
Перо смелее (или: ходчее) языка. Русск.
Перо смелее языка. & Язык коснёет, а перо не робеет. Русск.
Удар меча может не задеть; удар пера разит наверняка. Телугу.
Что сделает перо, того никто не сможет сделать. Турецк.
Если кисть у тебя в руке, никого просить не надо. Китайск.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Русск., белорусск., испанск., удмуртск.
Т.е., если то, что написано на бумаге (закон, приказ, жалоба и т. д.) вступило в силу или прочитано другими людьми,
то его очень трудно исправить, изменить или отменить.
Carta canta e villan dorme. & Le parole volano gli scritti rimangono. Итальянск.
Написанное остаётся (сказанное забывается). Амхарск. Т.е., если написанное стало известно, то этого уже не изменить.
Schreiben tut bleiben. Немецк.
Разговор проходит, как ветер; бумага и кисть тверды, как горы и реки. & Слова – ветер, кисть – след. & Слова улетают, как ветер, – написанное остаётся. Китайск.
Сказанное слово – было да нет, а написанное живёт век. Русск.
Слова – ветер, а письмо (или: бумага) – грунт (или: земля). & Услышанное слово можно забыть, а записанное жить будет вечно. Белорусск.
Mowa wiatr, a pismo grunt. Польск.
Слова – ветер, кисть – след. & Слова улетают, как ветер, – написанное остаётся. Китайск.
То, что написано, не испортится. Гагаузск.
Что написано пером, не вывезешь и волом. (Що написане пером, не вивезеш і волом.) Украинск.
Что написано, не сотрёшь. Суахили.
Что написано, то написано. (What is writ is writ.) Английск.
Легче работать топором, чем пером.
Русск.

{Cб-к 3}
Писал весь день до вечера, а читать нечего! Сказал бы словечко, да медведь недалечко!
Художник ‒ Е.М. Бём
Писал Макарка своим огарком. Русск.
Писано на решете, с подкладкой полотенца (т.е. неразборчиво). Русск.
Письмо – словно куры набродили. Русск.
Пишет (или: Нацарапал) как курица лапой. Русск. Говорят о плохом почерке.
Пишет, как чёрт шестом по Неглинной (улице в Москве). Русск.
Пишет, словно разводы разводит (т.е. крупно и медленно). Русск.
Пиши знай: кому надо – разберёт. Русск.
Словно маку насеял. Русск. Говорят о мелком письме.
Знай себе пиши – кому надо – разберёт. Русск.
Перо хорошее – когда умеют. Еврейск.
Нижет строка в строку (а что проку). Русск.
У него хороша (или: нехороша) рука (т.е. письмо). Русск.
Книга – источник знаний.
Русск., …

{Cб-к 5}
Чтенье - лучшее ученье
Художник ‒ С.Н. Ефошкин
Библиотека – для ума аптека. Греческ.
Бумага говорит, а слова разлетаются. Мексиканск.
В счастливое время книга скрашивает досуг, а в несчастное время – успокаивает. Табасаранск.
Дом без книги – день без солнца. Русск.
Дом без книги подобен склепу. Осетинск.
Дом, где нет книг, что слепой. (Номгγй айл hохортой адли.) Бурятск.
Золото в земле находят, знания – в книгах. & Золото добывают из земли, а знания – из книги. Русск., татарск.
Испокон века книга растит человека. Русск.
Книга – кладовая золота (или: учитель без языка). Казахск.
Книга – ключ к знанию. Адыгск.
Книга – лучший подарок. Русск.
Книга – маленькое окошко, но через него весь мир виден. Русск., белорусск.
Книга – пища ума. Русск.
Книга вразумляет. & Книга на ум наставляет, жить учит. Удмуртск.
Книга для ума – что тёплый дождь для всходов. Русск.
Книга учит, как на свете жить. Украинск.
Книги не говорят, а правду сказывают. Русск.
Книги никогда не врут. Креольск.
Комната без книг подобна телу без души. (A room without books is a body without soul.) Английск.
Кто учится без книг – решетом воду черпает. & Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги. & Учиться без книги – что удить рыбу без крючка. Русск.
Невелик перо, а большие книги пишет. Русск.
Нет более верного друга, чем хорошая книга. (There is no friend so faithful as a good book.) Английск.
Нет ничего глубже, чем книги, нет ничего выше, чем мысль человека. Китайск.
Одна книга тысячи людей учит. Русск.
С ручейка – река, из книг – знания. Русск.
Слеп человек без книги. Исландск.
Ум без книги, как птица без крыльев. Русск. Т.е. тот, кто не читает книг, вряд ли сможет приобрести полноценные знания.
Учиться без книги – что показывать в кармане фиги. Белорусск.
Хлеб питает тело, а книга питает разум. Русск.
Хорошая книга – (лучший) друг человека. Русск., английск., словацк.
Хорошая книга ярче звёздочки светит. Русск.
Человек без книги, как рыба без воды. Украинск.
Человек читает, что знает, курица клюёт, что видит. Туркменск.
* * *
Зачитать книгу. Русск.
Прочитать от доски до доски. Русск. Т.е. читать от начала до конца, полностью.
Читать между строк (т.е. по догадкам). Русск.
Читать по диагонали. Русск. Т.е. пробегая глазами страницы.
Книга – не шапка, выбирай по голове.
Русск.
В книге ищи не буквы, а мысли. Русск.
В книги – не в чурки (т.е. городки) играть. & Книгами не лодыгами играть. & Книги читать – не в ладушки играть. Русск.
В наследство сыну оставь лучше одну книгу, чем миллионы монет. Русск.
Выбирай писателя так, как ты выбираешь друга. (Choose an author as you choose a friend.) Английск.
Если поле не вспахано, амбар будет пустовать; если книга не прочитана, знаний не прибавится. Китайск.
Если уронишь золото и книгу, подними сперва книгу. Еврейск.
Закрытая книга грамоте не научит. Мексиканск.
И в дрянной книжке сыщутся мыслишки. Испанск.
Книга в руках – и польза тут как тут. Китайск.
Книга книгой, а своим умом двигай. & Книги читай, да дела не забывай. Русск.
Книги – не луидоры, которые нравятся сразу всем без исключения. Русск.
Книги читать – скуки не знать. Русск., украинск.
Книгу не прочесть по обложке. (You can’t tell a book by its cover.) Английск.
Коль есть поле, да не посеешь, будут амбары пусты; коль есть книги, да не читаешь, будут сыновья и внуки глупы. Китайск.
Немного читай, да много (или: побольше) разумей. Русск.
Носи старую одежду, но купи новую книгу. (Wear the old coat and buy a new book.) Английск.
Побольше читай, да поменьше болтай. Китайск.
С книгами знаться – ума набраться. & С книгой поведёшься – ума наберёшься. Русск.
С книгой жить – век не тужить. Русск.
Солнце взойдёт – оживает природа, книгу прочтёшь – просветляется ум. Русск.
Умнее книги не скажешь. & Хлеще (или: Лучше) печатного не соврёшь. Русск.
Хорошая книга – искренний друг: когда она тебе надоела, она не сердится, когда ты ей веришь. Русск.
Чтение опасно для глупости.
(Lesen gefährdet die dummheit.)
Немецк.
Восход солнца природу пробуждает, чтение книги – голову просветляет. Монгольск.
Говори не о том, что прочел, а о том, что понял. Азербайджанск.
Грамота черкнет – и памяти не надо, прочтёшь – и спрашивать не надо. Русск.
Кто много читает, тот много знает. & Кто больше читает, тот больше знает. Армянск., туркменск., удмуртск., украинск.
Много читать и не видеть насквозь – всё равно что много есть и плохо переваривать. (Viel lesen und nicht durchschauen ist viel essen und übel verdauen.) Немецк.
Не на пользу книги читать, коль вершки лишь хватать. Русск., украинск.
Недочитанная книга – не пройдённый до конца путь. Китайск.
Три дня не будешь читать книг – твоя речь потеряет прелесть. & Три дня не читаешь – рот грубеет, три дня не пишешь – рука слабеет. Китайск.
Чем с неучем водиться, лучше с книгой подружиться. Казахск.
Чтение – лучшее учение. Русск.
Чтение без понимания – наполовину безделье. (Lesen und nicht verstehen ist halbes Müssiggehen.) Немецк.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. Русск.

{Cб-к 3}
Учёному и книги в руки!
Это присказка, а сказка впереди.
Художник ‒ Е.М. Бём
Читай, книгочей, не жалей очей. Русск. Говорят тому, кто помногу читает.
Много прочел, да мало учел. Русск.
Все товар, и мусор товар, а книги – не товар.
(сказал гражданин Канкрин, когда Смирдин просил ссуды под свою библиотеку).
Русск.
Книга в суме – в пути тягость, книга в уме – в пути облегчение. Русск.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Русск.
Книга мала, а ума придала. Русск.
Книга не пряник, а к себе манит. Русск.
Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде. Русск.
Мысли из хороших книг слаще мёда. Удмуртск.
Не всяк, кто читает, в чтении силу знает. Русск., украинск.
Ни конца, ни начала, переплет, как мочало. Русск. Говорят о сильно потрёпаной книге.
Один вид книги устраняет печаль сердца. Марокканск.
По-писанному, что по-сказанному (или: по-тесаному). Русск.
Прочел (новую, незнакомую) книгу – встретился с другом. Русск., китайск.
Старая книга не надоест, хоть сто глав прочти. Китайск.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. Русск.
Я впервые прочел хорошую книгу – это удовольствие приобрести нового друга; я прочел уже читанную книгу – это свидание со старым другом. Китайск.
Иной глазами по книге водит, а разум у него стороной ходит. Русск.
Книга – в ней два листа, а серёдка пуста. Русск.
Книга, а в ней кукиш да фига. Русск.
Книга хороша, да начетчики плохи. Русск.
Иная книга обогащает, а иная – с пути совращает. Русск.
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет. Русск.
Книга книге – рознь: одна учит, другая мучит. Русск.
Не всё свято, что в книгу вмято. Русск.
Плохая книга иногда имеет хорошее название. Нидерландск.
Французских (книг) не читаем, от русских засыпаем. Русск.
Эко диво: поглядишь – чистехонько; погладишь – гладехонько, а станешь читать – везде задевается (сказал дьячок). Русск.
Не красна книга письмом, красна умом.
Русск.
Бумаги листок на руке легок, а выйдет из-под руки – тяжелей каменной горы станет. Русск.
Каков писатель, такова и книжка. (Like author, like book.) Английск.
Коль название сочинения (или: книги) неудачно, то и слова не идут свободно. Китайск.
Лучше быть хорошим читателем, чем плохим писателем. Русск.
Не перо пишет, не чернилица – пишет горюча слеза. Русск.
Не пером пишут, а умом. Русск., белорусск., украинск.
Писатель живёт до тех пор, пока читают его книги. Еврейск.
Писатель писателя не признает. Японск.
У хорошего генерала нет ненужных солдат, у хорошего писателя нет ненужных слов. Корейск.
* * *
Есть поэты, а есть и рифмоплеты (или: рифмачи, бумагомаратели). & Рифмоплет – не поэт. Русск.
Поэт не может не писать, как растение не может не цвести. Китайск.
Поэты рождаются в провинции, а умирают в Париже. Французск.
У кузнеца руки золотые, у поэта – слова. Удмуртск.
* * *
Стихи, которые будешь повторять всю жизнь, пишутся один раз. Аварск.
«Попадет ли в руки достойному? Удовлетворит ли его? Окажется ли без недостатков?» – так, создав произведение, поэт беспокоится за него, словно за дочь. Индийск.
Боже! Пошли мне любое наказание за грехи – я всё снесу. Не обрекай меня только читать свои стихи людям, не смыслящим в поэзии. Индийск.
Груди – комья мяса – уподобляют золотым сосудам; рот – вместилище слизи – луне; бедра, из вергающие нечистоты, – хоботу слона. Так возвышают поэты жалкую оболочку женщины. Индийск.
Не всякая старая поэма хороша, не всякая новая плоха. Разумный оценивает по собственному суждению, глупец доверяет молве. Индийск.
* * *
Владеет пером. Русск.
Взойти на Парнас. Русск. Т.е. стать поэтом.
Писать кровью сердца. Русск.
АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ:
Перо – лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной. Марк Туллий Цицерон.
Перо – язык ума. Мигель де Сааведра Сервантес.
Бердыш в руках воина то же, что меткое слово в руках писателя. Козьма Прутков.
Перо могущественнее меча. Эдвард Бульвер-Литтон.
Перья стреляют дальше нарезных пушек. Бейард Тейлор.

Памятник на родине В.О. Ключевского в г. Пенза. {242a}
Василий Осипович Ключевский
(1841 – 1911)
– видный русский историк.
Наиболее известный научный труд В.О. Ключевского, получивший всемирное признание, – «Курс русской истории в 5-ти частях».
Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. В.О. Ключевский.
Орфографические ошибки в письме – как клоп на белой блузке. Ф.Г. Раневская.
Книга
IV в. до н.э. ‒ XVI в.
Книга – немой учитель. Платон.
Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. Марк Туллий Цицерон.
Важно не количество книг, а то, чтобы они были хорошими. Сенека (Младший).
Чрезмерное обилие книг распыляет мысли. Сенека (Младший).
Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь всё. Василий I Македонянин.
Если в какой-либо книге что-то поражает нас как абсурдное, то не будем спешить говорить: «Автор этой книги не придерживался истины». Куда справедливее и уместнее признать, что в рукопись вкралась неточность, или истолкователь ошибся, или мы сами не до конца понимаем читаемое. Пьер Абеляр.
Как пчела: припадая к разным цветам, собирает она мёд в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их собрал, как в мех воды морские. Даниил Заточник.
Пусть мысли, заключённые в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, – процентами на него. Абу-ль-Фарадж бин Гарун.

{104a}
Абу-ль-Фарадж бин Гарун имел прозвище Бар-Эбрей
(1226 ‒ 1286)
‒ сирийский церковный деятель, писатель и учёный-энциклопедист, один из самых выдающихся сирийских писателей.
Современники называли его «Красой века» вследствие его отличных познаний во всех науках.
Нельзя держать книги запертыми, точно в тюрьме; они должны непременно переходить из библиотеки в память. Франческо Петрарка.
Книга – учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Это – собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных делах вещающий молча. Алишер Навои.
Читая, ты должен основательно продумывать, чтобы прочитанное обратилось в твою плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-нибудь словаре. Эразм Роттердамский.
Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. Мишель де Монтень.
Сама природа мудро позаботилась, чтобы людские глупости были преходящи; книги же делают их бессмертными. Мишель де Монтень.
XVII в.
Библиотеки – это раки, где хранятся останки великих святых. Фрэнсис Бэкон.
Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить; иначе говоря, одни книги следует прочесть лишь частично, другие – без особого прилежания, и лишь немногие – целиком и внимательно. Фрэнсис Бэкон.
Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Фрэнсис Бэкон.
Чтение – это беседа с мудрецами, действие же – это встреча с глупцами. Фрэнсис Бэкон.
Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. Фрэнсис Бэкон.
Чтение формирует человека. Фрэнсис Бэкон.
Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают вам только лучшие свои мысли. Рене Декарт.

{164a}
Рене Декарт
(1596 ‒ 1650)
‒ великий французский ученый, философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики
Каждую книгу нужно уметь читать. Блез Паскаль.
Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их. Блез Паскаль.
Книги – это инструмент насаждения мудрости. Ян Амос Коменский.
Читать и не понимать – то же, что совсем не читать. Ян Амос Коменский.
Ясность ума, которая помогает нам писать хорошие книги, в то же время заставляет нас сомневаться, так ли уж они хороши, чтобы их стоило читать. Жан де Лабрюйер.
XVIII в.
Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа. Готфрид Лейбниц.
Книга – это имущество, завещаемое умом человечеству, предназначенное для передачи из поколения в поколение, на пользу тем, которые со временем родятся. Джозеф Аддисон.
Слова, если только они хорошо подобраны, обладают такой силой, что описанное на бумаге нередко производит более яркое впечатление, чем увиденное воочию. Джозеф Аддисон.
Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду. Джозеф Аддисон.
Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела. Джозеф Аддисон.
Покупать книги лишь потому, что они выпущены известным издателем, всё равно что покупать совсем не приходящийся впору костюм только потому, что он сшит известным портным. Александр Поуп.
Книги – дети разума. Джонатан Свифт.
Самая новая и самая самобытная книга – та, которая заставляет любить старые истины. Люк де Вовенарг.

{530a}
Генри Филдинг
(1707 – 1754)
‒ знаменитый английский писатель, драматург, публицист.
Произведения Филдинга имели огромное значение для развития реализма в европейской литературе, стали предтечей творчества Ч. Диккенса, У. Теккерeя, Б. Шоу.
Дурные книги могут так же испортить нас, как и дурные товарищи. Генри Филдинг.
В любой отрасли знания появление превосходной книги предполагает наличие множества плохих книг. Клод Гельвеций.
Книга, достоинство которой заключается в тонкости наблюдений над природой человека и вещей, никогда не может перестать нравиться. Клод Гельвеций.
Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество. Клод Гельвеций.
Легкие книги – обычно самые лучшие, ибо если язык какого-либо писателя темен и труден, то означает, что писатель этот не умеет и ясно мыслить. Честерфилд.
Книги делаются из книг. Вольтер.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Дени Дидро.
Если ты не хочешь, чтобы тебя забыли, как только ты умрёшь и сгниешь, пиши достойные книги или совершай поступки, достойные того, чтобы о них писали в книгах. Бенджамин Франклин.
Читается трояким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и понимать; третье, читать и понимать даже то, что не написано. Я.Б. Княжнин.
Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким. Карло Гольдони.
Книги суть зерцала хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют. Екатерина II Великая.
Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью. Эдмунд Берк.
Было бы очень хорошо читать очень много, если бы только это не притупляло наших чувств и, ввиду сильного желания всё больше знать без собственных усилий, в конце концов не убивало в нас духа пытливости и критики. Георг Лихтенберг.
Единственным недостатком хороших книг является то, что обычно они порождают много плохих. Георг Лихтенберг.
Если бы мы больше думали сами, мы сами имели бы гораздо меньше плохих книг и гораздо больше хороших. Георг Лихтенберг.
Книга – это зеркало. Если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола. Георг Лихтенберг.
Многие люди читают только для того, чтоб иметь право не думать. Георг Лихтенберг.
Несомненный признак всякой хорошей книги – это то, что она нравится тем больше, чем человек становится старше. Георг Лихтенберг.
Поистине, многие люди читают только для того, чтоб иметь право не думать. Георг Лихтенберг.
XIX в.
Печатный станок – это артиллерия мысли. Антуан Ривароль.

{163a}
Анн-Луиз Жермен, баронесса де Сталь-Гольштейн
(1766 ‒ 1817)
‒ французская писательница, самая выдающаяся женщина своей эпохи
Чтение для ума – то же, что упражнение для тела. Анн-Луиз Жермен.
Наилучшая книга – та, которая заключает в себе наибольшее количество истин. Пьер Буаст.
Человек должен употребить первую часть своей жизни на то, чтобы беседовать с мёртвыми (читать книги); вторую – на то, чтобы разговаривать с живыми; третью – на то, чтобы беседовать с самим собою. Пьер Буаст.
Если романам случается оказывать такое большое влияние на нравы и привычки, то происходит это не столько к чести книг, сколько к стыду эпохи. Жозеф Жубер.
Книга, которая не стоит того, чтобы её читать дважды, не стоит и того, чтобы читать её и один раз. Карл Вебер.
Обращение с книгами приготовляет к обращению с людьми. И то и другое равно необходимо. Н.М. Карамзин.
Самые прочные монументы, несомненно, те, что сооружены из бумаги. Уильям Гэзлитт.
На многих книгах ум читателя отдыхает, и причина этого очень проста: точно так же отдыхал ум писателя. Чарльз Колтон.
Чтобы написать хорошую книгу, нужно только взять перо, обмакнуть его в чернила и выложить свою душу на бумагу. Карл Людвиг Берне.
Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная. А.С. Пушкин.
Чтение – вот лучшее учение! А.С. Пушкин.
Хорошая библиотека оказывает поддержку при всяком расположении духа. Шарль де Талейран.
Книги – голоса далеких и усопших: они делают нас наследниками духовной жизни минувших веков. Уильям Чэннинг.
Книги делают нас наследниками духовной жизни минувших веков. Уильям Чэннинг.
Величайшее сокровище – хорошая библиотека. В.Г. Белинский.

{38a}
Виссарион Григорьевич Белинский
(1811 – 1848)
– выдающийся русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ.
Книга есть жизнь нашего времени, в ней всё нуждаются – и старые, и малые. В.Г. Белинский.
Если бы мне предложили всё богатство мира и лишили бы меня чтения, я предпочёл бы быть бедняком и жить на чердаке, лишь бы читать книги. Томас Маколей.
Чтение даёт человеку содержание, беседа – ловкость, письмо – точность. И потому человек, который мало пишет, нуждается в большой памяти; человек, который мало разговаривает, – в природном остроумии; человеку, который мало читает, нужно много ловкости, чтобы казалось, что он знает то, чего он не знает. Томас Маколей.
Я предпочёл бы бедно жить в хижине, полной книг, чем быть королем и не иметь желания читать. Томас Маколей.
Дом без книг всё равно что комната без окон. Хорас Манн.
Полезнее всего те книги, которые больше других заставляют вас думать. Т. Паркер.
Постоянное чтение отнимает у ума всякую упругость, как постоянно давящий вес отнимает её у пружины, и самое верное средство не иметь собственных мыслей – это во всякую свободную минуту тотчас хвататься за книгу. Артур Шопенгауэр.
Читать – значит думать чужой головой вместо своей собственной. Артур Шопенгауэр.
В первую очередь читайте лучшие книги, или у вас может не представиться возможности вообще прочесть их. Генри Торо.
Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались. Генри Торо.
Книги нужны, чтобы напоминать человеку, что его оригинальные мысли не так уж новы. Авраам Линкольн.
Если пар и железные дороги уничтожили расстояние, то книгопечатание уничтожило время: благодаря ему мы всё – современники. Я беседую с Гомером и Цицероном, а Гомеры и Цицероны будущего будут беседовать с нами. Альфонс де Ламартин.
Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. А.И. Герцен.
Книги – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. А.И. Герцен.

{177a}
Чарльз Джон Хаффем Диккенс
(1812 ‒ 1870)
‒ английский писатель, романист и очеркист, самый популярный англоязычный писатель при жизни, классик мировой литературы
Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание. Чарльз Диккенс.
Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. В.И. Даль.
Книги – это краткие извлечения из пространных фолиантов жизни; и лишь тот исполняет высокое призвание писателя, кто из множества скверного материала, содержащегося в них, вычитывает лишь наилучшее и выделяет из непригодного необходимое, из обыденного – благородное. Людвиг Фейербах.
С книгами у нас дело обстоит так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни. Людвиг Фейербах.
С книгами у нас обстоит дело так же, как и с людьми. Хотя мы со многими знакомимся, но лишь некоторых избираем себе в друзья, в сердечные спутники жизни. Людвиг Фейербах.
Хорошие книги – целомудренные и благородные девушки, которые не отдают своего сердца каждому, кто за ними ухаживает. Они намеренно избегают взоров равнодушной толпы, лишь постепенно в огне любви они теряют свою естественную строптивость и неприступность, открывают свои сокровенные тайны лишь постоянному, посвященному, верному любовнику и отдаются ему лишь после того, как он счастливо выдержал различные жесточайшие испытания огнём и водой. Людвиг Фейербах.
Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. Эдвард Бульвер-Литтон.
Прошедшего не существует, пока будут существовать книги. Эдвард Бульвер-Литтон.
Три учителя – разум, интеллигентные друзья и книги – доступны каждому, кто желает воспользоваться их услугами. Эдвард Бульвер-Литтон.
Книги, достоинство которых состоит в новизне, походят на горячие пирожки, которые становятся безвкусными, лишь только простынут. Графиня де Сегюр (С.Ф. Ростопчина).
Книгу можно судить по силе, с которой она вас ударила, и по длительности времени, с какой возвращаешься к ней. Гюстав Флобер.
Все, что вам требуется для достижения успеха и светлого будущего, уже записано. Вам нужно только пойти в библиотеку. Анри-Фредерик Амьель.
Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский.

{224a}
Томас Карлейль
(1795 ‒ 1881)
‒ британский писатель, публицист, историк и философ шотландского происхождения
Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания – это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчётливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, всё, чего оно достигло, – всё это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг. Томас Карлейль.
Истинный университет наших дней – это собрание книг. Томас Карлейль.
Книга – чистейшая сущность человеческой души. Томас Карлейль.
Коллекция книг – тот же университет. Томас Карлейль.
Учитесь читать – это может быть гораздо труднее, чем вы воображаете. Учитесь быть разговорчивыми в вашем чтении, читать добросовестно и с величайшим для вас доступным вниманием всё, к чему вы питаете действительный интерес, действительный, а не воображаемый, и что вы признаете действительно соответствующим тому, чем вы заняты. Томас Карлейль.
Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Н.И. Пирогов.
Никогда не читай книгу, которой ещё не исполнился год. Ральф Эмерсон.
Не читайте что попало, а со строгим выбором. Воспитывайте свой вкус и мышление. И.С. Тургенев.
Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. Виктор Гюго.
Книги – это друзья, бесстрастные, но верные. Виктор Гюго.
Книги – окна, сквозь которые выглядывает душа. Генри Бичер.
Книги – то наследие веков, в котором выразилась память человечества. Н.В. Шелгунов.
XX в.

{427a}
Джон Рескин (также Раскин)
(1819 ‒ 1900)
‒ английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт.
Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX ‒ начала XX века.
На сто умеющих читать приходится едва ли один умеющий думать. Джон Рескин.
Не иметь книг – это высшая степень умственной бедности; не доводите себя до этого. Джон Рескин.
Ум укрепляется или расслабляется чтением решительно так же, как тело – свежим или испорченным воздухом. Джон Рескин.
Хорошая книга – не что иное, как напечатанная для нас полезная и приятная беседа человека, который не может разговаривать с нами иным путём. Джон Рескин.
Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. То же и в книгах. Л.Н. Толстой.
Плохие книги не только бесполезны, но и вредны. Л.Н. Толстой.
Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде дурных книг, к несчастью, часто привлекательны. Л.Н. Толстой.
В прежнее время книги писали писатели, а читали читатели. Теперь книги пишут читатели и не читает никто. Оскар Уайльд.
Всякие правила насчёт того, что следует и чего не следует читать, просто нелепы. Современная культура более чем наполовину зиждется на том, чего не следует читать. Оскар Уайльд.
Советовать людям, что им читать, как правило, бесполезно либо вредно. Но вот сообщить людям, чего читать не следует, – совсем другое дело, и я охотно предложил бы включить эту тему в факультативный университетский курс. Оскар Уайльд.
Читать – значит видеть через поверенного, изучать через посредство чужих способностей вместо того, чтобы делать это непосредственно и самостоятельно. Герберт Спенсер.
Великие и добрые люди не умирают. их бессмертный дух воплощается в книгах и живёт вечно. Сэмюэл Смайлс.
Книга – самый терпеливый, выносливый и веселый товарищ. Он не отвернётся от нас в минуты бедствия или невзгоды. Сэмюэл Смайлс.
Книги – лучшие товарищи в старости, в то же время лучшие руководители в юности. Сэмюэл Смайлс.
Книги вводят нас в лучшее общество, знакомят нас с величайшими умами всех времен. Сэмюэл Смайлс.
Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности. Сэмюэл Смайлс.
Все бледнеет перед книгами. А.П. Чехов.
Мои книги – вода; книги великих гениев – вино. Воду пьёт каждый. Марк Твен.
Никакие другие книги не приносят таких доходов, как Библия, а ещё непристойные книги, вернее – прочие непристойные книги. Марк Твен.
В хорошей книге больше истин, чем хотел вложить в неё автор. Мария фон Эбнер-Эшенбах.
Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. Эдвард Бульвер-Литтон.
Книга – огромная сила. В.И. Ленин.

{544a}
Анатоль Франс
(1844 ‒ 1924)
‒ французский писатель и литературный критик, Лауреат Нобелевской премии по литературе (1921), деньги которой он пожертвовал в пользу голодающих России.
Грубые заурядные умы выносят из чтения лишь бледное, незначительное удовольствие. Театр, напротив, изображает всё, ничего не оставляя воображению: вот почему он вполне удовлетворяет большинство. Анатоль Франс.
Лучшие из книг – те, которые дают больше всего пищи для размышлений, и при этом на самые различные темы. Анатоль Франс.
Никому не давайте своих книг, иначе вы их уже не увидите. В моей библиотеке остались лишь те книги, которые я взял почитать у других. Анатоль Франс.
Чего стоит грамотный человек, который не читает никакой книги? Это человек, который осуждён на обратное впадение в неграмотность. А.В. Луначарский.
Величайшее из чудес, созданных человеком, – книга воплощает в себе всё знания о жизни мира, всю историю роста мирового разума, весь исторический труд и опыт народов земли, – книга самое мощное орудие дальнейшего развития духовных сил человечества. Максим Горький.
Всем хорошим во мне я обязан книгам. Максим Горький.
Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу будущего. Максим Горький.
Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству. Максим Горький.
Книга должна создавать читателя. Карел Чапек.
Образованным, много читающим людям нужно постоянно иметь в виду, что литература – это одно дело, а жизнь – другое. Л.И. Шестов.
Книги – переплетенные люди. А.С. Макаренко.
Есть книги, незаслуженно забытые; нет ни одной, которую незаслуженно помнили бы. У. Оден.
Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую бы незаслуженно помнили. У. Оден.
Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки. Стефан Цвейг.

{442a}
Николай Александрович Рубакин
(1862 ‒1946)
‒ русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель, создатель библиопсихологии ‒ науки о восприятии текста.
Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей. Н.А. Рубакин.
Непристойность можно отыскать в любой книге, за исключением телефонной. Бернард Шоу.
Книга – коллективный опыт. Тот, кто прочел два десятка великих книг, прожил два десятка великих жизней. П.А. Павленко.
Все хорошие книги похожи друг на друга: они правдивее жизни. Эрнест Хемингуэй.
Все хорошие книги сходны в одном – когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами. Эрнест Хемингуэй.
Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития. В.А. Сухомлинский.
В общей картине цивилизации место каждого народа определяется количеством книг, которые он прочитывает. Эдуард Лабуле.
Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник. М.А. Шолохов.
Написанная, но не изданная книга – это птица без крыльев. Г.В. Губанов.
Читайте книги – некоторые из них специально для этого написаны. Интернет.
Литература
I в. до н.э. ‒ XVII в.
Написанное должно быть удобочитаемо и удобопонимаемо, а это – одно и то же. Аристотель.
То, что не стоит прочтения более одного раза, совершенно не заслуживает прочтения. Сюнь-цзы.

{497a}
Сюнь-цзы
(ок. 313/290 ‒ 238/215 гг. до н.э.)
‒ китайский мыслитель, автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны». По мнению некоторых учёных значение Сюнь-цзы для китайской культуры сравнимо со значением Аристотеля для Запада.
Выражай смертными словами бессмертные вещи. Тит Лукреций Кар.
Сочинения прекрасны именно отсутствием прикрас. Марк Туллий Цицерон.
Чаще зачеркивай написанное. Квинт Гораций Флакк.
Что приобретается при чтении посредством пера, превращается в плоть и кровь. Сенека (Младший).
Следует читать много, но не многое. Плиний Младший.
О многом писать можно гораздо смелее, чем говорить. Пьер Абеляр.
Совершенно невозможно написать произведение, которое удовлетворило бы всех читателей. Мигель де Сааведра Сервантес.
Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче. Блез Паскаль.
XVIII в.
Хорошо подобранные аллегории подобны лучам света, которые делают всё вокруг ясным и красивым. Джозеф Аддисон.
Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля. Джонатан Свифт.
В известном смысле недостатки любого произведения сводятся к одному – оно слишком длинно. Люк де Вовенарг.
История – это роман событий, роман – это история чувств. Клод Гельвеций.
Литература и в особенности театр дают сейчас людям возможность приобрести репутацию, как некогда заморские острова давали возможность нажить добро: достаточно было туда приехать, чтобы тотчас же разбогатеть. Но большие состояния, нажитые предками, обернулись ущербом для потомков, ибо земли, прежде плодородные, оказались совершенно истощенными. Николя де Шамфор.
Немало литературных произведений обязано своим успехом убожеству мыслей автора, ибо оно сродни убожеству мыслей публики. Николя де Шамфор.
Во многих сочинениях знаменитого писателя я бы охотней прочитал то, что он вычеркнул, чем то, что он оставил. Георг Лихтенберг.
Лучшая сатира, бесспорно, та, в которой столь мало злобы и столь много убедительности, что она вызывает даже улыбку у тех, по ком бьёт. Георг Лихтенберг.
Популярное изложение: такое, благодаря которому масса получает возможность говорить о чём-либо, ничего в этом деле не понимая. Георг Лихтенберг.
XIX в.
Одной капли чернил достаточно, чтобы возмутить мысль у тысяч, даже у миллионов людей. Джордж Гордон Байрон.
Слова – это предметы, и маленькая капелька чернил, падая на мысль, подобнее росе, производит то, что заставляет думать тысячи, быть может, миллион людей. Джордж Гордон Байрон.
Переводы очень похожи на оборотную сторону вышитых на ковре узоров. Пьер Буаст.

{200a}
Жозеф Жубер
(1754 ‒ 1824)
‒ французский писатель-моралист.
Придавал громадное значение стилю, подолгу трудился над тем, чтобы придать своим идеям форму кратких, художественно завершённых изречений. Помимо стиля, афоризмы Жубера интересны как тонкие суждения по вопросам искусства, литературы и жизни вообще.
Произведение совершенно закончено только тогда, когда нельзя в него ничего добавить и нечего из него убрать. Жозеф Жубер.
Если мы желаем узнать мощь человеческого гения, нам следует читать Шекспира. Если мы желаем увидеть ничтожность человеческой учености, мы можем изучать комментаторов Шекспира. Уильям Гэзлитт.
Краткость – достоинство, которое ограждает плохое произведение от строгих упреков, а читателя скучной книги – от скуки. Карл Людвиг Берне.
Переводчики – почтовые лошади просвещения. А.С. Пушкин.
Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей, без них блестящие выражения ничему не служат. А.С. Пушкин.
Роман – это зеркало, с которым идёшь по большой дороге. Оно отражает то лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы. Стендаль.
Всякая сатира, которая кусается, богата морально. В.Г. Белинский.
Печать для рукописи – то же, что театр для женщины: всё достоинства и изъяны выставляются. Оноре де Бальзак.
Хорошо написанные исторические романы стоят лучших курсов истории. Оноре де Бальзак.
История – это роман, в который верят, а роман – история, в которую не верят. Мориц Сафир.
Из научных произведений читайте предпочтительно самые новые, из литературных – наиболее старые. Классическая литература не перестаёт быть новой. Эдвард Бульвер-Литтон.
Переводы – это цветы под стеклом. В. Менцель.
То, что хорошо написано, никогда не надоедает. Стиль – это сама жизнь, это корень мысли. Жорж Санд.
Литература служит представительницей умственной жизни народа. Н.А. Некрасов.
Беда иной литературы заключается в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие не мыслят. П.А. Вяземский.
Хорошая проза должна быть столь же точна, как стих, и столь же звучна. Гюстав Флобер.
Чем прекраснее мысль, тем звучнее фраза. Гюстав Флобер.
Краткость есть первое условие художественности. Ф.М. Достоевский.
У многих читателей блеск стиля сходит за обилие мыслей. Генри Лонгфелло.
Литература – это руководство человеческого разума человеческим родом. Виктор Гюго.

{574a}
Николай Гаврилович Чернышевский
(1828 ‒ 1889)
‒ русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости. Н.Г. Чернышевский.
Литература во всех её видах – не что иное, как тень доброй беседы. Роберт Льюис Стивенсон.
Всякая литература, не имеющая целью совершенство, мораль, идеал, словом, что-либо полезное, есть литература рахитическая, нездоровая, мертворождённая. Александр Дюма (сын).
Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее. Александр Дюма (сын).
XX в.
Нынешние романы так похожи на жизнь, что нет возможности поверить в их правдоподобие. Оскар Уайльд.
Буржуазия именно такова, какой я её рисую в своих романах: если в моих сочинениях много грязи, так это потому, что её и в жизни столько же. Эмиль Золя.
Краткость – сестра таланта. А.П. Чехов.
Нет того урода, который не нашёл бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. А.П. Чехов.
Никакая литература не может своим цинизмом перещеголять действительную жизнь. А.П. Чехов.
Метафора или поясняет мысль, или затемняет её. В первом случае метафора – поэзия, во втором – риторика или красноречие. В.О. Ключевский.
Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс.
Простой стиль подобен яркому свету. Он сложен, но этого нельзя заметить. Анатоль Франс.
Литература – это искусство самовыражения с помощью слов. Рюноскэ Акутагава.
Если читатель не знает писателя, то виноват в этом писатель, а не читатель. И. Ильф и Е. Петров.

{207a}
Ильф и Петров — советские писатели – сатирики.
Уроженцы города Одесса. Авторы совместно написали знаменитые романы «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой телёнок» (1931). Дилогия о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера выдержала множество переизданий, не только на русском языке.
Перевести произведение с одного языка на другой – всё равно что снять с него кожу, перевести через границу и там нарядить в национальный костюм. Карл Краус.
Хороший роман говорит правду о своём герое, плохой – о своём авторе. Гилберт Честертон.
Как в политике одно меткое слово, одна острота часто воздействует решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов. Стефан Цвейг.
Хорошая библиотека есть книжное отражение вселенной. Н.А. Рубакин.
Нет более тревожного литературного симптома, чем желание писать о смешном, – это свидетельствует о том, что чувство юмора у вас утрачено безвозвратно. Бернард Шоу.
Задача литературы – превращать события в мысли. Джордж Сантаяна.
Не будем пренебрегать формой в литературе. Ведь это кубок, куда наливается вино. Макс Бирбом.
Цель фантастики – поучать, развлекая. В.А. Обручев.
Проза – это архитектура, а не искусство декоратора. Эрнест Хемингуэй.
Хорошая проза подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. Эрнест Хемингуэй.
Проза есть продолжение поэзии другими средствами. И. Бродский.
Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей – одним словом, делает вас мудрым. Д.С. Лихачев.
Классиков надо не только почитать, но и читать. Г.В. Губанов.
Писатели пишут все; читатели читают, что нравится. Г.В. Губанов.
Рукописи не горят, … особенно сырые. Интернет.
Чтобы сказать новое слово в литературе, надо как минимум знать старые. Интернет.
Поэзия
IV в. до н.э. ‒ XVII в.
Поэзия по своей природе загадочна и не раскрывается первому встречному. Сократ.
Поэзия есть удел человека или одарённого, или одержимого. Аристотель.

{565a}
Марк Туллий Цицерон
(106 – 43 гг. до н.э.)
– древнеримский политик и философ, блестящий оратор.
Опубликовал более сотни речей, политических и судебных, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие, в частности, и такие приемы Цицерона, как ламентация – плач, рыдание, стенание.
Из всех поэтов, которых я знал, каждый считал себя лучше всех. Марк Туллий Цицерон.
Поэтами рождаются, ораторами становятся. Марк Туллий Цицерон.
Посредственных строчек поэту вовек не простят ни люди, ни боги, ни книжные лавки. Квинт Гораций Флакк.
Человек либо сходит с ума, либо пишет стихи. Квинт Гораций Флакк.
Друзья попросили Овидия исключить из его книги три стиха, на которые они укажут. Он согласился при условии сохранить три, на которые укажет он. Стихи, которые они предложили для исключения, а Овидий – для сохранения, оказались одни и те же. Сенека (Младший).
Поэзия – дьявольское вино. Августин Блаженный.
Не всякий, кто может писать стихи, – поэт. Бенедикт Спиноза.
Поэзия – музыка слов. Томас Фуллер.
Поэзия должна рассматривать не то, насколько добродетельны те или иные нравы, но то, насколько соответствуют они человеку, коего она изображает. Затем и описывает она без различия поступки хорошие и дурные, но не ставит последних нам в пример. Пьер Корнель.
XVIII в.
Один безупречный сонет стоит длинной поэмы. Николя Буало-Депрео.
Из всех представителей рода человеческого зависти и злословию более всего предаются плохие поэты. Джозеф Аддисон.
Любой человек средних способностей может надлежащею работой над собой, усердием, вниманием и упорством сделаться всем, чем захочет, кроме как хорошим поэтом. Честерфилд.
Любовники, путешественники и поэты готовы платить, чтобы их выслушали. Вольтер.

{95a}
Вольтер
(1694 – 1778)
– один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник.
Немногие будут отрицать одно достоинство поэзии: она выражает больше меньшим количеством слов, чем проза. Вольтер.
Поэзия – музыка души. Вольтер.
Поэзия говорит больше, чем проза, при помощи меньшего количества слов. Вольтер.
Знание предмета для поэта – то же, что прочность материала для архитектора. Сэмюэл Джонсон.
Литераторы, в особенности поэты, подобны павлинам: им бросают в клетку жалкую горсть зерна, а если порою и выпускают оттуда, то лишь затем, чтобы посмотреть, как они распускают хвост. Между тем петухи, куры, индюки и утки свободно расхаживают по двору и до отказа набивают себе зоб. Николя де Шамфор.
Поэт, да обычно и всякий литератор, редко когда наживается на своём труде; что же до публики, то её отношение к автору можно определить: нечто среднее между «Благодарю вас» и «Пошел вон». Николя де Шамфор.
Книги пишутся по книгам, и наши поэты в большинстве случаев стали поэтами только благодаря чтению поэтов. Георг Лихтенберг.
Родители, которые замечают, что сын хочет стать поэтом, должны пороть его до тех пор, пока он либо не бросит стихоплетства, либо не станет великим поэтом. Георг Лихтенберг.
У многих людей сочинение стихов – это болезнь роста ума. Георг Лихтенберг.
XIX в.
Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему. Иммануил Кант.
Поэтическое творчество есть игра чувств, руководимая рассудком, красноречие – дело рассудка, оживляемого чувством. Иммануил Кант.
Одного вдохновения для поэта недостаточно – требуется вдохновение развитого ума. Иоганн фон Шиллер.

{596a}
Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер
(1759 ‒ 1805)
‒ немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач.
Вошёл в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности.
Поэтическое произведение должно само себя оправдывать, ибо там, где не говорит само действие, вряд ли поможет слово. Иоганн фон Шиллер.
Никогда так не нужна поэзия, как в те времена, когда вследствие господства себялюбия и расчёта количество материальных благ растёт быстрее, чем способность освоить их согласно закону души. Перси Шелли.
Подлинная нравственность непосредственно поэтична, а поэзия, в свою очередь, опосредованно нравственна. Жан Поль.
Некоторые поэты похожи на медведей, которые всегда сосут собственную лапу. И. Гёте.
В науке руководителем является разум, в поэзии – вкус. Цель первой – правда, единообразная и неделимая; цель второй – красота, разнообразная и многообразная. Чарльз Колтон.
Проза – это слова в наилучшем порядке, а поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке. Сэмюэл Кольридж.
Глаголом жги сердца людей. А.С. Пушкин.
Уметь писать стихи также не значит ещё быть поэтом: всё книжные лавки завалены доказательствами этой истины. В.Г. Белинский.
Что бы там ни говорили, а истинная поэзия – поэзия народная. Согласимся на том, что её надо сделать господствующей. Ш. Петефи.
В прозе мы остаемся на твёрдой земле, а в поэзии должны подниматься на неизмеримые высоты. Оноре де Бальзак.
Есть поэты, которые чувствуют, и поэты, которые выражают; первые наиболее счастливы. Оноре де Бальзак.
Воображение поэта, удрученного горем, подобно ноге, заключённой в новый сапог. Козьма Прутков.
Поэзия есть чистая исповедь души, а не порождение искусства или хотенья человеческого; поэзия есть правда души, а потому и всем равно может быть доступна. Н.В. Гоголь.
Родник поэзии есть красота. Н.В. Гоголь.
В созданиях всех великих поэтов, в сущности, нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своём месте главный герой. Гейне.

{110a}
Христиан Иоганн Генрих Гейне
(1797 – 1856)
‒ великий немецкий поэт, публицист и критик.
На его стихи писали песни композиторы Франц Шуберт, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганн Брамс, П. И. Чайковский и многие другие.
Кого Юпитер хочет наказать, того он делает поэтом. Гейне.
Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям. Гейне.
Прозаический перевод стихов – это чучело лунного света. Гейне.
Чтобы писать совершенную прозу, надо обладать также поэтическим талантом. Гейне.
Поэт, как плохой портной, кроит и перекраивает, урезывает и приставляет, сшивает и утюжит до тех пор, пока не получится в окончательном результате нечто правдоподобное и благообразное. Д.И. Писарев.
Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, если бы они хорошо знали астрономию! А.И. Герцен.
Поэзия – это особая манера воспринимать внешний мир, специальный орган, который просеивает материю и, не изменяя, преображает её. Жорж Санд.
Я не верю в тех донжуанов, которые в то же время байроны. Дон Жуан не писал поэм, а Байрон, кажется, был плохим любовником. Жорж Санд.
Как гонение на стихи не может убить поэзии, точно так же никакая благосклонность к стихам не создаёт даровитых поэтов. Н.А. Некрасов.
Поэзия, подобно солнцу, заставляет и навозную кучу отливать золотом. Гюстав Флобер.
Поэты подобны статуям, которые откапывают в развалинах; о них иногда надолго забывают, но потом находят нетронутыми в пыли, уже не имеющей названия. Гюстав Флобер.
Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. Ф.М. Достоевский.
Поэзию мы называем музыкальной мыслью. Томас Карлейль.
Все лучшее, что есть у великих поэтов всех стран, свойственно не их национальности, а их всемирности. Генри Лонгфелло.
Поэзия – это солнце, с его тёмными пятнами и затмениями, освещающее весь мир. Генри Лонгфелло.
Способность понимать великую поэзию сравнима со способностью писать великие стихи. Генри Лонгфелло.
Стихотворение должно состоять из строк, каждая из которых – стихотворение. Ральф Эмерсон.

{613a}
Ральф Уолдо Эмерсон
(1803 – 1882)
‒ американский эссеист, поэт, философ, пастор, лектор, общественный деятель; один из виднейших мыслителей и писателей США
Только та поэзия, что делает меня чище и мужественнее. Ральф Эмерсон.
Поэзия не в форме мыслей, а в самих мыслях. Поэзия – это всё, что есть искреннего и задушевного во всём. Виктор Гюго.
Поэт – это философ конкретного и живописец абстрактного. Виктор Гюго.
Поэт есть мир, одним объятый человеком. Виктор Гюго.
Пусть лучше меня освищут за хорошие стихи, чем наградят аплодисментами за плохие. Виктор Гюго.
XX в.
Поэт торжественно везёт свои мысли на колеснице ритма – обыкновенно потому, что они не идут на своих ногах. Фридрих Ницше.
Поэзия есть огонь, загорающейся в душе человека. Огонь этот жжёт, греет, освещает. Настоящий поэт сам невольно и страданием горит и жжёт других, и в этом всё дело. Л.Н. Толстой.
Любовь вышла из моды, её убили поэты. Они так много писали о ней, что всё перестали им верить. Оскар Уайльд.
Плохая поэзия всегда возникает от искреннего чувства. Оскар Уайльд.
Великая поэзия нашего века – это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность. Эмиль Золя.
Общепринятое мнение, будто наука и поэзия – две противоположности, больше заблуждение. Люди, посвятившие себя учёным изысканиям, постоянно нам доказывают, что они не только так же, как и другие люди, но и даже гораздо живее их воспринимают поэзию изучаемых ими предметов. Герберт Спенсер.
Поэт, который знает одного человека, может изобразить сто. Мария фон Эбнер-Эшенбах.
Кто не родился поэтом, тот никогда им не станет. В.Я. Брюсов.

{66a}
Валерий Яковлевич Брюсов
(1873 ‒ 1924)
— русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.
Прекрасное воображение столь же необходимо историку, как и поэту, ибо без воображения нельзя ничего увидеть, нельзя ничего понять. Анатоль Франс.
Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои – наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он. Анатоль Франс.
Поэт – человек, раскрывающий перед всеми свою душу. Рюноскэ Акутагава.
Поэзия – это не просто изреченная мысль. Это песнь кровоточащей раны или же улыбающихся губ. Джебран.
Поэзия – это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря. Джебран.
Поэзия – это чувство, которое страстно стремится в неизвестную даль и делает эту даль близкой и узнаваемой: идея, беседующая с таинственным и непостижимым и превращающая её в нечто явное и понятное. Джебран.
Поэт – удивительное создание, наделённое третьим, духовным оком, видящим в природе то, чего обычно не видят глаза, и внутренним слухом, различающим в шепоте дней и ночей то, чего обычно не улавливают уши. Джебран.
Поэт – это верующий, который входит в храм своей души и падает ниц в слезах и восторге, призывая, восхваляя, внимая и возвещая. Джебран.
Поэт – это низвергнутый царь, что сидит на пепелище своего дворца и пытается воссоздать образ из пепла. Джебран.
Рассудительность – всегда камень преткновения для поэзии. Джебран.
Поэзия – не блаженная свобода, не радостное парение, а горестный священный долг, рабство избранных. Стефан Цвейг.
Величие поэтов – в умении точно улавливать словами то, что они лишь смутно прозревают рассудком. Поль Валери.
Чтобы наслаждаться творчеством поэта, надо, я полагаю, любить и ту культуру, к которой он принадлежит. Людвиг Витгенштейн.
Поэт – это состояние, а не профессия. Роберт Ли Фрост.

{277a}
Лев Давидович Ландау
(1908 ‒ 1968)
‒ выдающийся советский физик-теоретик, основатель научной школы, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по физике 1962 года.
Физик стремится сделать сложные вещи простыми, а поэт – простые вещи – сложными. Л.Д. Ландау.
Сколько замечательных поэтов среди тех, кто не пишет стихов. Интернет.
Писатель, поэт
V в. до н.э. ‒ XVII в.
Говори мало, пиши ещё менее. Пифагор Самосский.
Софокл говорил, что сочиняет людей такими, как они должны быть, а Еврипид – как они есть. Софокл.
Интересуйся не количеством, а качеством твоих почитателей: не нравиться дурным для человека похвально. Сенека (Младший).
Позорно говорить одно, а думать другое, но ещё позорнее думать одно, а писать другое. Сенека (Младший).
Хорошо говорить и хорошо писать – одно и тоже. Квантилиан.
Если вы хотите быть писателем, пишите. Эпиктет.
Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остаётся на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать. Мишель де Монтень.
Часто авторы наверстывают длиною то, чего не хватает у них в глубину. Мишель де Монтень.
Писатель творит не своими сединами, а разумом. Мигель де Сааведра Сервантес.
Величайшую славу народа составляют его писатели. Бенедикт Спиноза.
Слава или заслуга для некоторых людей – в том, чтобы хорошо писать, а для некоторых – в том, чтобы не писать вовсе. Жан де Лабрюйер.
XVIII в.
Наличными у меня всего девять пенсов, но на счёту в банке – тысяча фунтов – примерно так же соотносится искусство беседы с умением выражать свои мысли на бумаге. Джозеф Аддисон.
Великие писатели возвышают наш ум, укрепляют и закаляют его против случайностей судьбы. Генри Филдинг.
Те, кто пишут темно, либо невольно выдают своё невежество, либо намеренно скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют. М.В. Ломоносов.

{306a}
Михаил Васильевич Ломоносов
(1711 ‒ 1765)
‒ первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк.
Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь
Если язык какого-либо писателя темен и труден, то это означает, что писатель этот не умеет и ясно мыслить. Честерфилд.
Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком доволен собой. Вольтер.
Ничего могучего, ничего великого не может выйти из-под продажного пера. Жан-Жак Руссо.
Если вы услышите, что женщина злословит о любви или что литератор пренебрежительно отзывается о публике, то знайте – прелести первой стали увядать, а талант второго начал тускнуть. Дени Дидро.
Писатели – вот истинная слава нации. Сэмюэл Джонсон.
Писатель талантлив, если он умеет представить новое привычным, а привычное – новым. Сэмюэл Джонсон.
То, что написано без усилий, читается, как правило, без удовольствия. Сэмюэл Джонсон.
Если вы не хотите быть забытым сразу после смерти, пишите вещи, которые стоило бы прочесть, или делайте вещи, о которых стоило бы написать. Бенджамин Франклин.
В литературе, как и в политике, стать великим или хотя бы произвести значительный переворот может лишь такой человек, который родился вовремя, то есть когда почва для него уже была подготовлена. Николя де Шамфор.
Известность – это возмездие за заслуги и наказание за талант. Николя де Шамфор.
Лучшие свои произведения великие писатели создают в том возрасте, когда страсти их уже угасли: земля вокруг вулканов особенно плодородна после извержений. Николя де Шамфор.
Молчание автора, сочинявшего прежде хорошие книги, внушает публике больше уважения, чем плодовитость сочинителя посредственных произведений; точно так же безмолвие человека, известного своим красноречием, действует куда сильнее, нежели болтовня заурядного говоруна. Николя де Шамфор.
Писатель, наделённый хорошим вкусом, являет собой в кругу нашей пресыщенной публики то же зрелище, что молодая женщина среди старых распутников. Николя де Шамфор.
Произведения, написанные с удовольствием, обычно бывают самыми удачными, как красивыми бывают дети, зачатые в любви. Николя де Шамфор.

Статуя, Гёттинген, Германия. {302a}
Георг Кристоф Лихтенберг
(1742 ‒ 1799)
‒ немецкий учёный и публицист.
Современному читателю более всего известен своими афоризмами, опубликованными посмертно.
Можно, и не обладая глубоким умом, писать так, что другому понадобится много ума, чтобы понять написанное. Георг Лихтенберг.
Писатель, который для своего бессмертия нуждается в памятнике, недостоин и памятника. Георг Лихтенберг.
Плохие писатели – это те, кто старается выразить свои собственные хилые идеи на хорошем языке. Георг Лихтенберг.
Чтобы писать трогательно, нужно нечто большее, чем слёзы и луна. Георг Лихтенберг.
XIX в.
Не один писатель убеждает себя в том, что заставил своего читателя думать, заставив его потеть. Антуан Ривароль.
Все стерпит бумага, но не читатель. Жозеф Жубер.
Плагиатор – это нищий, щёголяющий в украденном им платье. Пьер Буаст.
Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле. И. Гёте.
Односторонность в писателе доказывает односторонность ума, хотя, может быть, и глубокомысленного. А.С. Пушкин.
Писателю необходима такая же отвага, как солдату: первый должен так же мало думать о критиках, как второй – о госпитале. Стендаль.
Литературная слава – это единственная слава, которую ни с кем нельзя разделить. Франсуа де Шатобриан.
Не тот писатель оригинален, который никому не подражает, а тот, кому никто не в силах подражать. Франсуа де Шатобриан.
Перо, пишущее для денег, смело уподоблю шарманке в руках скитающегося иностранца. Козьма Прутков.
Высшая степень мастерства писателя в том, чтобы выразить мысль в образе. Оноре де Бальзак.
Писатель существует только тогда, когда тверды его убеждения. Оноре де Бальзак.
Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах соперник. В.А. Жуковский.

{131a}
Николай Васильевич Гоголь
(фамилия при рождении Яновский)
(1809 – 1852)
– русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист украинского происхождения, широко признанный одним из классиков русской литературы.
Долг писателя – не одно только доставление приятного занятия уму и вкусу; строго взыщется с него, если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза душе и не останется от него ничего в поучение людям. Н.В. Гоголь.
Слог у писателя образуется тогда, когда он знает хорошо того, кому пишет. Н.В. Гоголь.
У писателя только и есть один учитель: сами читатели. Н.В. Гоголь.
Если Господь по праву претендует на первое место в деле Творения, то Шекспиру по праву принадлежит второе. Гейне.
Переводчик по отношению к автору – то же, что обезьяна по отношению к человеку. Гейне.
Многие добрые писатели усердно лишают себя сна, чтобы одарить им других. Мориц Сафир.
Задача романиста вовсе не в том, чтобы рассказывать нам великие события, а в том, чтобы передавать в интересном виде мелочи жизни. Артур Шопенгауэр.
Высшее торжество для писателя заключается в том, чтобы заставить мыслить тех, кто способен мыслить. Э. Делакруа.
Литературные посредственности обладают обыкновенно значительною гибкостью, потому что они делают, а не творят свои произведения. Д.И. Писарев.
Главным достоинством писателя является знание того, о чём писать не нужно. Гюстав Флобер.
На поприще литературы дойдут ещё до того, чтобы платить писателям за то, чтобы они не писали. Томас Карлейль.
Писатель – тот же священнослужитель. Томас Карлейль.
Величайшее умение писателя – это уметь вычеркивать. Ф.М. Достоевский.

{187a}
Фёдор Михайлович Достоевский
(1821 – 1881)
‒ один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей, признанный классик мировой литературы
Писатель без таланта – тот же хромой солдат. Ф.М. Достоевский.
Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом. Ф.М. Достоевский.
Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно. Ф.М. Достоевский.
Один талант не может создать писателя. За книгой должен быть человек. Ральф Эмерсон.
Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями. И.С. Тургенев.
Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать. Карл Маркс.
Подлинно великие писатели – те, чья мысль проникает во всё изгибы их стиля. Виктор Гюго.
Творец книги – автор, творец её судьбы – общество. Виктор Гюго.
Если ты слышишь, как внутренний голос говорит: «Ты не сможешь это написать», – во что бы то ни стало пиши, и этот голос умолкнет. Ван Гог.
Писатель может сделать только одно: наблюдать правду жизни и талантливо изображать её; всё прочее – бессильные потуги старых ханжей. Ги де Мопассан.
Простое воспроизведение фактов и людей составляет задачу протоколиста или фотографа. Александр Дюма (сын).
XX в.
Каждый может написать трехтомный роман. Все, что для этого нужно, – совершенно не знать ни жизни, ни литературы. Оскар Уайльд.
Над страницей прозы надо работать как над статуей. Фридрих Ницше.

{366a}
Фридрих Вильгельм Ницше
(1844 ‒ 1900)
‒ немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение. Будучи изложенными в афористической манере, сочинения Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много разногласий.
Наиболее остроумные авторы вызывают наименее заметную улыбку. Фридрих Ницше.
Несчастье проницательных и ясных писателей состоит в том, что их считают плоскими и не изучают усердно; и счастье неясных писателей – в том, что читатель трудится над ними и относит на их счёт радость, которую ему доставляет его собственное усердие. Фридрих Ницше.
Талант хорошего прозаика в выборе средств состоит в том, чтобы ближе подойти к поэзии, но не перейти к ней. Фридрих Ницше.
Хороший писатель имеет не только свой собственный ум, но и ум своих друзей. Фридрих Ницше.
Занятие политикой для писателя есть жалкая трата времени, плутовская мистификация, удел тупиц, невежд и мошенников. Эмиль Золя.
Работа романиста – печальное ремесло. Единственно счастливые часы – это часы обдумывания плана. всё остальное время приходится мучиться и страдать. Эмиль Золя.
Давая волю фантазии, придержи руку. А.П. Чехов.
Искусство писать – это искусство сокращать. А.П. Чехов.
Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди. А.П. Чехов.
Литература – это занятие, в котором приходится доказывать свой талант людям, которые не имеют таланта. Жюль Ренар.
Талант – вопрос количества. Талант не в том, чтобы написать одну страницу, а в том, чтобы написать их триста. Жюль Ренар.
Ясность – это учтивость людей пера. Жюль Ренар.
Моя литературная судьба очень любопытна. Мне никогда не удавалось соврать так, чтобы мне не поверили; когда я говорил правду, никто не желал мне верить. Марк Твен.
Крупные писатели – фонари, которые в мирное время освещают путь толковым прохожим, которые разбивают негодяи и на которых в революции вешают бестолковых. В.О. Ключевский.
Мудрено пишут только о том, чего не понимают. В.О. Ключевский.
Писатели, как родители, любят наделять свои детища свойствами, которых лишены сами. Оттого герои у Мопассана всегда глупы, а у Толстого – умны. В.О. Ключевский.
Краткость и точность – вот свойства подлинного гения. Анатоль Франс.
Одна печатаемая ерунда создаёт ещё у двух убеждение, что и они могут написать не хуже. Эти двое, написав и будучи прочитанными, возбуждают зависть у четырёх. В.В. Маяковский.
Классиком мы называем писателя, которого можно хвалить не читая. Гилберт Честертон.
Язык – это оружие литератора, как ружьё – солдата. Чем лучше оружие – тем сильнее воин. Максим Горький.
Что может выпасть на долю посредственного писателя более величественного, чем если у преходящего его творения гений заимствует нечто для своего бессмертного и на своих орлиных крыльях возносит его безвестное имя в сферу вечности! Стефан Цвейг.
Нужно учиться не писать, а видеть. Антуан де Сент-Экзюпери.
Любой враль почти всегда пишет убедительнее очевидца. Эрнест Хемингуэй.
Нет на свете дела труднее, чем писать простую, честную прозу о человеке. Эрнест Хемингуэй.
Писателей надо судить по их произведениям. Хорошо описывать события порой не легче, чем совершать их. Эрнест Хемингуэй.
Писатель должен обладать ненасытным любопытством. Эрнест Хемингуэй.
Писатель, если он настоящий писатель, каждый день должен прикасаться к вечности или ощущать, что она проходит мимо него. Эрнест Хемингуэй.
Писать хорошо – значит писать правдиво. Эрнест Хемингуэй.
Самое трудное в романе – это его закончить. Эрнест Хемингуэй.

{259a}
Агата Кристи
(Агата Мэри Кларисса Маллоуэн, урождённая Миллер)
(1890 ‒ 1976)
‒ всемирно известная английская писательница, мастер детектива.
Ее произведения стали одними из самых публикуемых за всю историю человечества, уступая только Библии и трудам Шекспира.
Долг писателя заключается в том, чтобы показать человеку его нетленную душу. Уильям Фолкнер.
Думать легко. Писать трудно. Рамон Гомес де ла Серна.
Настоящие писатели всегда стремились выразить не себя, а через себя мысли и чувства современников. Илья Эренбург.
Когда творишь, вычеркивай каждое второе слово, стиль от этой операции только выиграет. Стиви Смит.
Сюжеты своих детективных романов я нахожу за мытьем посуды. Это такое дурацкое занятие, что поневоле приходит мысль об убийстве. Агата Кристи.
Если бы слова и мысли могли возвращаться к своим творцам, многие бы писатели остались бы голыми королями. Г.В. Губанов.
Кто сердцем не слышит, тот рукой не напишет. Г.В. Губанов.
Писатель не тот, кого издают, и не тот, чьи книги покупают, а тот, кого читают. Г.В. Губанов.
Писатель – не тот, кто пишет, а тот, кого читают. Интернет.
Критика

{10a}
Джозеф Аддисон
(1672 – 1719)
‒ английский публицист, политик и поэт.
Стоял у истоков английского Просвещения. Оспаривает у Ричарда Стила и Даниэля Дефо звание первого журналиста в истории Европы
Настоящий критик должен подробнее останавливаться на преимуществах, а не на недостатках. Джозеф Аддисон.
В Америке, в Скалистых горах, я видел единственный разумный метод художественной критики. В баре над пианино висела табличка: Не стреляйте в пианиста – он делает всё, что может. Оскар Уайльд.
Критика требует куда больше культуры, чем творчество. Оскар Уайльд.
Время – самый честный критик. Андре Моруа.
Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер.
Самые строгие критики – те, которые сами никогда ничего не писали или произведения которых потерпели неудачу. Уильям Гэзлитт.
Чтобы оценить прекрасные литературные произведения. нужно обширное образование, развитой интеллект, покой, досуг и известное напряжение ума. Оноре де Бальзак.
Критиканы – обычно те люди, которые были бы поэтами, историками, биографами, если бы могли, но, испробовав свои таланты в этих или иных областях и потерпев неудачу, решили заняться критикой. А.П. Чехов.
Кто пишет отзывы о книгах? Люди, которые сами не написали ни одной книги. Кто пишет проникновенные воззвания насчёт трезвости и громче всех вопит о вреде пьянства? Люди, которые протрезвятся только в гробу. Кто редактирует сельскохозяйственную газету? Чаще всего неудачники, которым не повезло по части поэзии, бульварных романов в желтых обложках, сенсационных мелодрам, хроники и которые остановились на сельском хозяйстве, усмотрев в нём временное пристанище на пути к дому призрения. Марк Твен.
Часто бранят сочинение писателя только потому, что сами не умеют написать так. В.О. Ключевский.