О ценности воспитания, образования

УЧЕБНАЯ МЕДИАТЕКА

О ценности воспитания, образования


Воспитание, образование просвещают ум и душу, формируют внутренний облик человека,
обусловливают жизненный успех и отношение к человеку со стороны окружающих.

Человек может и должен учиться всю жизнь.

Знания в молодости обретаются лучше, чем в зрелом возрасте и старости; чему-то с возрастом учиться поздно.

ВОСПИТАНИЕ – БЕСЦЕННОЕ БОГАТСТВО

В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МАТЕРИ ПРИНАДЛЕЖАТ СЕМЬ ДОЛЕЙ, А ОТЦУ – ТРИ

Воспитывай детей с детства

Воспитанность на базаре не купишь

Воспитывать детей труднее, чем рождать

ПОСТИЧЬ НАУКУ – ВСЁ РАВНО, ЧТО ПОЛОЖИТЬ В КАРМАН ДРАГОЦЕННОСТЬ

Где бы ты ни был – иди к знанию

Аз да буки избавят нас от скуки

ВОВРЕМЯ ПОСЕЯННОЕ ВОВРЕМЯ СОЗРЕЕТ, В ДЕТСТВЕ ВЫУЧЕННОЕ – НА ВСЮ ЖИЗНЬ СГОДИТСЯ

Сырое дерево гни, пока не высохло, ребёнка учи в своё время

Молодой не учился, а в старости не научишься

В ШКОЛЕ УЧАТ, В ЖИЗНИ УЧАТСЯ

Учись не у того, кто долго жил, а у того, кто много видел

АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ

ВОСПИТАНИЕ – БЕСЦЕННОЕ БОГАТСТВО
(или: ДОРОЖЕ ЗОЛОТА).
Адыгск., арабск.

Воспитание важнее происхождения.
Японск.

Воспитание ребёнка – его счастье, невоспитанность – несчастье. Казахск.

Воспитание часто бывает личиной, пригодной для того, чтобы скрывать под ней безобразие, но оно не даёт другого лица. Китайск.

Воспитанный человек, что конь на всё четыре ноги подкованный. & Плохо воспитанный человек не стоит хорошо ухоженного дерева. Казахск.

Деньги хороши считанные, а дети воспитанные. Украинск.

Золото и серебро покупаются и продаются, благородство и воспитанность (или: этикет) не продаются и не покупаются. Ингушск.

Не важно звание, важно воспитание. Японск.

Полотно таково, как выткали, девушка такова, как воспитали. Русск., баскск.

Ребёнок дорог, но воспитание дороже. Узбекск.

У кого ум есть, у того и воспитанность есть. (Акъыл зиlэм щэн иlэщ.) Черкесск.

Ум и воспитание – братья-близнецы. Узбекск.

Ум не имеет цены, а воспитание – предела. Адыгск., азербайджанск.

Учение образует ум, воспитание – нравы. Русск.

Брошенного ребёнка и бодливый козлёнок обидит.
Туркменск.

Дети без воспитания несчастнее круглых сирот. & Настоящим сиротой бывает тот, кто не получил воспитание. Арабск.

Из того, кто невоспитан, царь не получится. Рутульск.

Кто без призора и колыбели, тот весь век не при деле. Русск.

Настоящим сиротой бывает тот, кто не получил воспитание. Турецк.

Неухоженный ребёнок хилым растёт. Удмуртск.

Человек без воспитания – тело без души. Арабск.

В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МАТЕРИ ПРИНАДЛЕЖАТ СЕМЬ ДОЛЕЙ, А ОТЦУ – ТРИ.
Японск.

Родители – лучшие учителя.
Туркменск.

Воспитание ребёнка начинается в колыбели. Казахск.

Дорогам свершений начало – порог отчего дома. Казахск.

Все лучшее в детях – от родителей. Армянск.

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы. Русск.

Выросшие без родителей дети порядочными не будут. Удмуртск.

Где прошла иголка, там пройдёт и нитка. Казахск. Говорят о единстве, неразрывности чего-либо или кого-либо, чаще – мужа и жены.

Где сусло хорошее, там и пиво дурным не будет. Русск.

Дети да старики зависят от ухода. Корейск.

Детки леноваты – родители виноваты. Русск.

Невоспитанный сын – что незакрученный ус. Тамильск.

До пяти лет относитесь к ребёнку как к королю, а после – как к рабу. Тайск.

Кто без призора (т.е. внимания) в колыбели, тот весь век не при деле. Русск.

Что вол без упряжки, что ребёнок без присмотра. Малаяльск.

Кто детей имеет, пусть учит. Белорусск.

Кукушка не знает, как детей растить. Бенгальск.

Не важно, кто родил, важно, кто воспитал. & Не та мать, которая родила (или: вспоила, вскормила), а та, которая воспитала (или: выходила, уму-разуму научила). & Не тот отец, который вспоил-вскормил, а тот, который уму-разуму научил. Русск., мордовск., японск.

Нет плохих детей – есть худые родители. Русск.

Платье старшей сестры донашивать младшей. Казахск.

По старшему брату равняясь, младший растёт; по старшей сестре равняясь, младшая растёт. Казахск.

Сын, воспитанный вдовой, – бычок без поводьев. Телугу.

Сына воспитывают, чтобы руки отдыхали, дочку – чтобы сердце успокаивалось. Марийск.

* * *

Они ругаются, как их отец, грубят, как их мать. Овамбо.

Мать сына вскармливает, отец делает из него мужчину.
Ингушск.

Воспитанный отцом будет делать стрелы, воспитанный матерью – кроить (или: шьет) халаты. Казахск.

Дочь идёт материнской дорогой, сын – отцовской. & ребёнок, воспитанный отцом, пули отливает; ребёнок, воспитанный матерью, шубу кроит. & Сын берёт иример с отца, дочь – с матери. Казахск.

Если ребёнка поучает мать – будет шустрым в труде, если отец – будет быстрым на ум. Марийск.

Мать учит – дети ловкие, отец учит – дети умные. Вьетнамск.

Ребёнок у матери научится кроить шубу, а у отца – делать стрелы. Ногайск.

Сын без отца, дочь без матери негодны. Алтайск.

Сын подражает отцу, дочь – матери. Японск.

Умный отец – умная дочь; умная мать – умный сын. Русск.

* * *

– Какая дочь? – Как мать, точь-в-точь. Таджикск.

Дочь вырастает потаскухой в мать, сын вором в отца. Финск.

За плохого сына – мать в ответе, за плохого внука – бабка. Вьетнамск.

Одна хорошая мать лучше сотни школьных учителей.
Русск.

Дочка пойдёт по веткам того дерева, на которое залезла её мать. Татарск.

Какая мать, такая и дочь (или: таково и воспитание дочери). Русск., венгерск., ингушск., мордовск., пуштунск.

Какова мать, такова и Катька. (Jaka matka, taka Katka.) Польск.

Привычки матери – выкройка для дочери. Адыгск.

Привычки матери переходят к дочке. Финск.

Ребёнок – глина, мать – гончар. Узбекск.

У хорошей матери и дочь хороша. Мордовск.

Хорошая дочь следует примеру матери. Туркменск.

Хорошей дочке достаются мамины башмачки. Пуштунск.

Что закон для матери, то закон и для дочери. Адыгск.

Что когда-то делала мать, потом будет делать и дочка. Норвежск.

Отцы передают сыновьям, сыновья – внукам.
Китайск.

Если батька рыбак, то и сын в воду глядит. Русск.

Если отец драчлив, то и сын его будет драчливым. & У отца-задиры – сын драчун. Абазинск., абхазск.

Если отец лев, то и сын львенок. Вьетнамск.

Если отец не умеет овец пасти, сын не сумеет ягнят пасти. Казахск.

Если отец не умеет пахать, сын не научится сеять. Лакск.

Каков отец, таковы и дети. Русск.

Не учил отец, а дядя не выучит. Русск.

Отец не убил оленя – сын и зайца не убьёт. Татарск.

Посеянное отцами детям пожинать. Казахск.

Причины в отце, следствия в детях. Японск.

Сын охотника умеет охотиться. Кикуйю.

Сын плотника пилить умеет. Китайск.

Сын хорошего человека бездельником не станет. Армянск.

Сын, воспитанный отцом, сам смастерит стрелу. Казахск.

Сыну императора – быть императором, сыну бедняка – весь век крабов ловить. Вьетнамск.

То, что приготовил отец, будет полезно сыну. Амхарск.

Тот, чей отец был собакой, – лает. Ливанск.

У сокольника и сын птиц приручать умеет. Японск.

Шутя побеждает сын, всерьез – отец. Туркменск.

* * *

Из-за плохого сына бранят и отца. Русск.

Плохой ребёнок вызовет брань в адрес своего отца. Ногайск.

От того парень с лошади свалился, что отец криво посадил. Русск.

Воспитывай детей с детства.
Каракалпакск.

Воспитай старшего, а младший сам научится. Арабск.

Вырасти то, что родил. Персидск.

Говори с детьми, когда они едят, и сказанное тобою останется, даже когда ты уйдёшь. Индейск.

Дай нож ребёнку, если он плачет из-за него. Суахили. Т.е., узнав, что такое острый нож, ребёнок больше его не попросит.

Если ребёнок танцует плохо, скажи ему: «Ты танцуешь плохо», а не говори: «Танцуй, милый, как тебе нравится. Ашанти.

Когда ребёнок притворяется, что умирает, лучше всего притвориться, что вы хороните его. Ашанти.

Дай своёму сыну счастье, и брось его в море (т.е. в жизнь). Испанск.

Детей надо воспитывать с самого юного возраста. Узбекск.

Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло. & ребёнок – что воск: что хочешь, то и сольешь. Русск. Т.е. какие качества характера и способности вложишь в ребёнка, каким его воспитаешь, таким он и вырастет.

До пяти лет обращайся с сыном, как с царём, с пяти до пятнадцати – как с слугой, после пятнадцати – как с другом. Индийск.

Пока сын мал, будь ему воспитателем; когда он вырастет – братом. Арабск.

Если верблюд не идёт за верблюжонком, то верблюжонок должен идти за верблюдом. Турецк.

Если не обучишь сына, его научит жизнь. Арабск.

Если ребёнок не идёт по пути, который ему указывают, – пусть идёт, как хочет. Малаяльск.

Если сын растёт, дружи с тем, у кого сын воспитан; если дочь растёт, дружи с тем, у кого дочь воспитанна. Казахск.

Если хочешь сделать сына человеком – отдай его в пастухи, но поспеши взять домой, прежде чем он станет скотиной. Курдск.

За проступки собаки с хозяина спрос. Казахск.

И медведя люди учат. Русск.

Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать и подавно. Лезгинск.

И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит. Русск.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь. Русск.

Каким воспитываешь сына, таким он и вырастет. Суахили.

Когда у тебя подрастает дочь, стань жителем благовоспитанного аула. Ногайск.

Кто поручает дело ребёнку, сам идёт за ним следом. & Поручи ребёнку работу, а сам беги следом. & Послал ребёнка с поручением – иди за ним сам. Русск., турецк., туркменск., узбекск.

Кто хвалит себя – дурень, кто хвалит детей своих – круглый дурак. Лакск.

Малыша, упавшего с осла, не сажай на скакуна. Абазинск.

Не научи, да в мир пусти, так будет шиш (а не куски). Русск.

Не обещай ребёнку лепёшку, а коль обещал – держи слово. Грузинск.

Не оставляй сына неучем. Китайск.

Не оставляй сыну богатства, а вбивай сыну ум. Русск.

Не страшно, если породил: страшно, когда породил и предал. Белорусск.

Отнимешь у ребёнка нон – дай взамен палку. Суахили.

Паси, чтоб вскормить; не паси, чтоб озолотить. Русск.

По заказу сына не сделаешь. Армянск.

Растить сына и не учить его – всё равно, что растить свинью. Китайск.

Ребёнок и собака – чему научишь, так и будут себя вести. Греческ.

Родить сына не подвиг, его воспитать – подвиг. Табасаранск.

Следи за своим сыном, чтобы он не упал в колодец, и тебе не придётся говорить: «Такова воля Бога». Греческ.

Сумел родить, сумей и воспитывать. & Умел(а) родить, умей и воспитывать (или: вырастить, в люди вывести, научить). & Умели чадо своё вспоить, вскормить, умейте в люди выводить. Русск.

Умей играть, умей и ребёнка развлекать. Белорусск.

Чужого ребёнка сколько ни ласкай, воспитывая его, но достигнув мужского возраста, он, не спросив даже, кто ты, уйдёт из дома. Хакасск.

* * *

Жаловал до уса, жалуй и до бороды. Русск.

Воспитанность на базаре не купишь.
Грузинск.

Кто добру учится, тот добром и живёт. Русск.

На отце воду важивали, так к сыну с хомутом не ходи (т.к. он знает о тяжести труда). Русск.

Не слушался отца, матери, послушаешься ката. Русск.

От матери наследуешь – халат будешь кроить, от отца наследуешь – стрелы будешь тесать. Узбекск.

Отец не научил, то люди научат. Белорусск.

Тот, кто создал твою голову, как создают кувшин для воды, может и разбить её. Ашанти. Говорят об отце.

Человеком стать долго, скотиной – миг. Киргизск.

Благословляю тебя, дитя, на всё хорошее, а на плохое сам научишься. Белорусск.

Воспитывать детей труднее, чем рождать.
Еврейск.

Воспитание детей очень похоже на попытку собрать котов в одну стаю. Мексиканск.

Даже если нет родителей, ребёнок растёт. Японск.

Детей воспитать – не мёд лизать. Украинск.

Детей вырастить – не кур пересчитать. & Детушек воспитать – не курочек пересчитать (или: перещипать). Белорусск.

Куда пойдёт дым и каким вырастет ребёнок, догадаться нельзя. Амхарск.

Легче уложить в цепочку меру проса, чем вырастить сына. Армянск.

Не устанешь детей рожаючи, устанешь на место сажаючи. Русск.

Сыновья и без отцов мужают, дочери и без матерей вырастают. Китайск.

Чем овец тысячу иметь лучше одного сына учёного иметь. Казахск.

Чужой сын урод – смех, свой – грех. Русск. Т.е. невоспитанный ребёнок – укор родителям.

* * *

Детки подросли, отца растрясли, оттого растрясли, что умел отец родить, а не умел разуму научить. Русск.

Козленок, чтобы выросли рога, бодает мать; вода, чтобы обрушить берега бьёт по ним. Калмыкск.

* * *

Кто детей не имеет, хорошо их воспитывает. Еврейск.

Кто не поддаётся воспитанию, воспитывает других. Еврейск.

* * *

Народила, да не научила. & Нарожать нарожала, а научить не научила. Русск.

Пристроила детей: одного по миру пустила, другого учиться отдала свинопасу. Русск.

* * *

Ни скоблен, ни тесан, так и брошен. Русск.

ПОСТИЧЬ НАУКУ – ВСЁ РАВНО, ЧТО ПОЛОЖИТЬ В КАРМАН ДРАГОЦЕННОСТЬ.
Монгольск.

Деньги, потраченные на образование, никогда не пропадают даром. (Money spent on the brain is never spent in vain.) Английск.

Детский ум умом сделать можно. Удмуртск.

Для неграмотного знание – лекарство. Адыгск.

Душа дана любить, язык – говорить, ум – учиться. Удмуртск.

Еду – голодному, а учение – неразумному. Китайск.

Знание (или: Образование) – богатство, а применение его – совершенство. Арабск.

Искусство и учение вызывают расположение и уважение. (Kunst und Lehre gibt Gunst und Ehre.) Немецк.

Как лампа освещает дом, так учение обостряет ум. Ингушск.

Мехи раздувают огонь, ученье развивает ум. Ингушск.

Учение – напильник для заточки ума. Ингушск.

Кто от солнца убегает, тот озябает. Русск.

Кто по молодости не учился – в жизни потерялся. Тибетск.

Кто любит науки, тот не знает скуки. Русск.

Кто не учен, тот глуп. Русск.

Кто не учится, тот не живёт, а мучается. Белорусск.

Кто не учится, тот не знает. Японск.

Нож не точить – заржавеет, человеку не учиться – отстать. Китайск.

Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму. Русск.

Кто учится понемногу – учёным будет, а кто не желает учиться – сам себе враг. Узбекск.

Кто хорошо учится, тот будет хорошо и работать. Украинск.

Кто читать и писать обучается, тот потом в карете катается. Бенгальск.

Лучше вернуться домой и пахать поле, чем не изучить толком книги. Китайск.

Нет такого, кто учился и пожалел об этом. (Еджауэ щlегъуэжа щыlэкъым.) Черкесск.

Образование – что золотой браслет на руке. Армянск.

Образование важнее происхождения. Японск.

Рис2
{Cб-к 5}

Ученье свет, а не ученье тьма
Художник ‒ С.Н. Ефошкин

Образованный сын почтеннее отца. Узбекск.

Ученый человек старше отца. Татарск.

Отрок в учении остепенится, железо в огне смягчится. Грузинск.

Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Русск.

Ребёнок, который не учится – один ребёнок; ребёнок, который учится – два ребёнка. Казахск.

Способности от рождения – только половина, другая половина – от учения. Китайск.

Талантлив тот, кто учится. Русск.

Учение – знания родник, знания – жизни светильник. Казахск.

Учение родник ума. Калмыкск.

Учение – основа знания, знание – основа счастья. Казахск.

Учение – семена знаний, а знания – семена счастья. Грузинск.

Учение – путь к умению (или: даёт уменье). Русск.

Ученье без уменья не польза, а беда. Русск. Т.е. ученье без опыта (навыков ремесла) ‒ не имеет особой ценности.

Учение источник счастья, лень – исток мучений. Калмыкск.

Ученое телятко разумней неученого дитятки. Русск.

Рис2
{Cб-к 5}

Азбука - к мудрости ступенька
Художник ‒ С.Н. Ефошкин

Ученье – красота, неученье – простота (или: сухота). Русск.

Ученье – лучшее богатство. Русск.

Ученье – свет, а неученье – тьма. (Ан свет-то разный бывает: солнышко светит, и огарок свет даёт. Русск.

Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает. Русск.

Человек, который учится, идёт вперёд, неуч ползёт назад. Туркменск.

Человеку нужна учеба, как дождь нужен иссохшей земле. Ингушск.

Школа – двери, ведущие в светлый мир. Удмуртск.

Школа – очаг знаний и светильник культуры. Туркменск.

Яшма не отшлифована – не станет вещью, человек не учится – не узнает приличий. Китайск.

Где бы ты ни был – иди к знанию.
Адыгск.

Азбука – к мудрости ступенька. Русск., белорусск.

Грамоте учиться – всегда (или: вперед) пригодится. Русск., испанск.

Батько (или: Пророк) Наум наведет (или: наставит) на ум. Русск., украинск.

Рис2
{Cб-к 1}

Грамоте учиться, всегда пригодится!
Художник ‒ Б.В. Зворыкин

Без бумажки ты букашка (а с бумажкой – человек). & С бумажкой ты – пан, а без бумажки – хам. Русск. Говорят тогда, когда отсутствие документа об образовании, какого-либо, казалось бы малозначительного документа или справки затрудняет, затягивает или делает невозможным осуществление намерений, планов.

Без знаний нет работы, без работы – пищи. Туркменск.

Без ученья вперёд не пойдёшь (или: ничему не научишься, человеком не станешь). Удмуртск.

Без ученья (или: Не учась, Не умеючи) и лапоть не сплетешь. Русск., удмуртск.

Без ученья нет уменья. & Без ученья ничему не научишься. Русск., вьетнамск., удмуртск.

Будь умерен в трёх делах: любви, еде и приобретении денег. Будь неумерен в трёх делах: учении, подвижничестве и щедрости. Индийск.

Грамота – второй язык. Русск.

Грамота не болезнь – годы не уносит. Русск.

Грамота пить-есть не просит, а сама кормит. Русск.

Грамоте пестерь (т.е. корзина) не нужен. Удмуртск.

Делай для другого, учись для себя. Абхазск.

Зарабатывай для дома, а учись для себя. Узбекск.

Деньги ума не добавляют, его приумножает учение. Ингушск.

Держись за перо – оно сын хлеба. Лезгинск.

Если за день ничему не научился – зря прожил день. Китайск.

За карьерой погонишься – пропадёшь, за наукой погонишься-возвысишься. Узбекск.

Знай больше, чем тебя учили. Мексиканск.

Как научишься, так и знать будешь. Белорусск.

Коли грамота даётся, так на ней далеко уедешь. Русск.

Корень ученья горек, да плод его сладок. Русск., казахск., удмуртск. Т.е. нелегко учиться и добывать знания, нужно стараться и быть терпеливым, не всем это удаётся. Но тот, кто выучился и смог приобрести знания, тот будет иметь достойную, красивую и интересную жизнь в дальнейшем.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать. Русск.

На ногах хоть и лапти, в голове знания должны быть. Удмуртск.

Набирайся ума в учении, а храбрости – в сражении. Русск., эстонск.

Наука – не бука, а золотая порука (или: верней золотой поруки). Русск.

Наука – не мука. & Наука не мучить, а жить учит. Русск., белорусск.

Не будешь учиться смолоду – пожалеешь в старости. Китайск.

Не говори, чему учился, а говори, что узнал. Русск., таджикск.

Не знать – не страшно, страшно – не учиться. & Не сташно, когда не знаешь; страшно, когда знать не хочется. & Не стыдно не знать, стыдно не учиться (или: не стремиться узнать). & Незнание – не позор, позор – нежелание знать. Китайск. Человек не может знать в жизни все. И это нормально. Главное, чтобы человек учился, познавал мир. Когда человек не стремится к знаниям, то он останавливается в развитии, становится невеждой. И это стыдно.

Не кичись, а учись. Русск.

Не уча (или: Неуча) в попы не ставят. Русск.

Не учась, в люди не выйдешь. Русск.

Не хвались: «Я учился», расскажи, что узнал. Туркменск.

Нет жизни без знания, нет знания без учения. Казахск.

Нового доброго знай не дичись, а чего не знаешь – учись. Русск.

Образование позволяет зарабатывать больше, чем зарабатывают деятели образования. Американск.

Одной пчеле Бог сроду открыл науку. Русск.

Перо пишет, а ум водит. Русск.

По складам – так не грамотей. Русск.

Пока учишься – ты ниже любого, а выучишься – выше десяти тысяч. Китайск.

Продай кафтан да купи буквицу. Русск.

Пророк (или: Батька) Наум наставит на ум. Русск., украинск. Говорили 1 декабря, посылая детей в школу.

Путь учения надежен. Осетинск.

Работай – сыт будешь; учись – умён будешь. Русск.

С последней страницей букваря открываются двери в сад знаний. Казахск.

Сколько учился, столько и научился. Удмуртск.

Стремишься к хорошей жизни – учись смолоду, ждешь удоя с зимы – откармливай корову. (hайжархы хүсэбэл, залууhаа эрдэм hура; hаали хүлеэбэл, үбэлhөө үнеэгээ таргалуула.) Бурятск.

То, что в кармане, – уйдёт, а то, что в голове, – останется. Ингушск.

Умей быть умней. Русск.

Учение – это одно, а понимание – другое. Узбекск.

Ученье – свет, а неученье – тьма. Русск., белорусск., чеченск. Говорят как наставление учиться, когда хотят подчеркнуть роль образования, пользу знаний.

Ученье и труд к славе ведут. Немецк.

Ученью – время, игре – час. Русск.

Учи аз да буки – придёт и хлеб в руки. Украинск.

Учись и поймёшь, что учению нет предела. Китайск.

Учись не для школы, а для жизни. Немецк.

Учиться всегда пригодится. Русск.

Impara l'arte e mettila da parte. Итальянск.

Хочешь быть здоровым, блюди чистоту; хочешь быть учёным – учись грамоте. Монгольск.

Чёрные буквы красные дни приносят. Армянск.

Чтобы знать, надо учиться. Лакск.

Что в детстве приобретёшь, на то в старости обопрешься. Армянск.

Юн, бедности не стыдись – учись. Русск.

* * *

Необученному жеребцу дороги нет. Марийск.

Необученный жеребец остаётся неуком. Ингушск.

Аз да буки избавят нас от скуки.
Русск.

Аз да буки избавят нас от скуки. Русск.

Без грамоты – как без глаз. Туркменск.

И дурак кажется умником, если он учился. Ингушск.

Как знать, чего не знаешь! Русск.

Мы учимся не для школы, а для жизни. (Nicht für die Schule, sondern für das Leben lernen wir.) Немецк.

Не каждый умирает ослом. Мексиканск.

С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь. Русск.

Учиться в деревне – всё равно, что спать днём в столице. Японск.

Образование – это то, что остаётся после того, когда всё забываешь. Русск., японск.

Чему учился, тому и пригодился. Русск.

* * *

Парень и теперь рубля стоит, а как ему бока надуть – и два дадут. Русск. Т.е. дадут знания – станет цениться выше.

ВОВРЕМЯ ПОСЕЯННОЕ ВОВРЕМЯ СОЗРЕЕТ,
В ДЕТСТВЕ ВЫУЧЕННОЕ – НА ВСЮ ЖИЗНЬ СГОДИТСЯ.
Ингушск.

В сорок лет взявший в руки домбру, будет настраивать её на том свете. Узбекск.

Женатому учиться – время ушло. & Женату быть – учиться не любить. Русск.

Кто на девятом десятке учится играть на сазе – будет играть на страшном суде. Турецк.

Спустя время учиться, что по ушлому гонять. & Старому учиться – время ушло (или: поздно). & Старого не учат, мёртвого не лечат. & Старого учить – что мёртвого лечить (или: только портить). Русск.

Кто смолоду не учился, тот в старости не научится. Русск.

Старый попугай ничему не научится. Индийск.

Старых собак новым трюкам не учат. (You cannot teach old dogs new tricks. .) Английск.

Чему Ваня не научился, того Иван (Иванович) знать не будет. Русск., украинск.

Что не принесли усы, борода не принесёт. Кабардинск.

Если медведь должен танцевать, ему нужно смолоду пойти в школу (учиться). (Soll der Bär tanzen, muss er jung in die Schule gehen.) Немецк.

Пес не забывает то, что он щенком выучил. Ингушск.

К мягкому воску – печать, а к юному человеку – ученье. & К юному мозгу ученье (или: Молодому наука) – что к мягкому воску печать. Русск., башкирск. Т.е. необходимо в молодости как можно больше учиться.

Знания полученные смолоду – письмена (или: узоры), высеченные на камене; знания, полученные в старости – выведенные на золе (или: на льду, на воде). & Старость пишет на песке, молодость – на камне. Русск., аварск., амхарск., арабск., бурятск., карельск., татарск., узбекск., чеченск.

Молодому (чему-то) учиться рано, старому поздно. Русск.

Науке учиться – старости нет. Русск.

Учиться и в 60 лет не поздно. Японск.

Человек всю жизнь ума-разума набирается. & Человек разуму учится целый век. Русск., немецк Украинск Удмуртск.

Человек воспитывается с детства, конь – пока жеребёнок. Монгольск.

Сырое дерево гни, пока не высохло,
ребёнка учи в своё время.
Датск.

Ветка (или: Дерево) сгибай ещё прутиком, вырастет – не согнёшь. & Выпрямляй (или: Гни, Искривляй, Ломай) деревцо, пока молодое, учи ребёнка, пока мал (или: слушается). & Если хочешь выпрямить дерево, делай это, пока оно молодо. Русск., ...

A tree must be bent while young. Английск.

Веток сухих для корзины не гнут, отпрысков учат, покуда растут. Хакасск.

Вяз гнут, пока он молод. Чувашск.

Гни бамбук, пока тот ещё побег. Малайск.

Если молодой бамбук не сломаешь (или: не согнёшь), то старый и подавно. Индонезийск.

Если не мог согнуть побег – как же можно согнуть бамбук! Вьетнамск.

Гни рябину за вершину. Русск.

Дерево гни с отростка, ребёнка учи смолоду. Хакасск.

Дуб ломается, а лоза гнётся. Украинск.

Если не мог согнуть побег, ветку не согнёшь. Вьетнамск.

Если не согнулся, когда был прутиком, – не согнётся, когда станет палкой. Татарск.

Если ты, пока он похож на хворостинку, не согнёшь, то когда он станет колом, совсем не согнёшь. & Лозу молодой сгибай. Адыгск.

Кнутовище нужно выпрямлять, пока оно сырое. Даргинск.

Кривое дело выпрямляют, пока оно молодое. Армянск.

Молодое дерево гнётся, старое – нет. Гагаузск.

Молодой бамбук (или: тростник) легко гнётся. Вьетнамск., японск.

Нагинай лозинку, пока молода. Украинск.

Наклоняй дерево пока оно молодо, учи детей, пока малы. (Згинай дерево поки молоде, вчи дітей, поки малі.) Украинск.

Не согнёшь молодой дубины, устареет – переломится. Белорусск.

Не согнёшь прутом – когда станет колом, уже не заставишь гнуться. Кабардинск.

Не согнул, пока лозою была, а уж когда деревом стала, не согнёшь и подавно. Тамильск.

Обруч, не скрученный из хворостины (или: из прутика), из жерди не скрутишь. Чеченск.

Прут зелёный – гнётся, высохший – ломается. Ингушск.

Старое дерево не согнёшь. Курдск.

Сухое дерево нельзя согнуть, но свежее – можно. Абазинск.

Сына и саженца выправлять необходимо пока они маленькие. Табасаранск.

* * *

Если ребёнка не смог научить, когда он лежал поперёк лавки, то его не научишь, когда он будет лежать вдоль лавки. & Не учил сына, поколе поперёк лавочки укладывался, а как во всю вытянулся – не научишь. & Тогда учи, когда поперёк лавки лежит, а как вдоль ляжет тогда уже поздно учить. Русск., карельск., марийск., хакасск., украинск.

Из молодого, как из воску, что хочешь, то и вылепишь. Русск.

Не выучил молодым – пожинай плоды. Русск.

Не выучил сына, так он тебя выучит. Русск.

Не науча плетью, дубиной не научишь. Русск.

Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь. Русск.

Ребёнка надо воспитывать пока он в колыбели, а телёнка – пока на привязи. & Учи телёнка пока на верёвке, а ребёнка пока в колыбели. Лезгинск.

Ребёнка учи с молодости (или: пока мал). Русск., вьетнамск., татарск.

Секи ребёнка поперёк доски, а вдоль протянется, тебе достанется. Русск.

Собаку щенком учи. Казахск.

Старого и кнутом не переучишь. Удмуртск.

Учи ребёнка, пока он мал. Вьетнамск.

Молодой не учился, а в старости не научишься.
Русск.

Век живи – век учись (в шутку добавляют: а дураком помрёшь). Русск., белорусск., испанск., итальянск., немецк., украинск., шведск. Говорят в качестве доброго совета постоянно учиться или в шутку, когда узнают что-либо новое, чего до сих пор не знали.

Рис2
{Cб-к 5}

Век живи, век учись
Художник ‒ С.Н. Ефошкин

До смерти учись, до гроба исправляйся. & Не учись до старости, а учись до смерти. & Учись, поколе хрящи не срослись. Русск.

Живи и учись. (Live and learn.) Английск.

И живи, и учись до старости. Китайск.

Не учись до старости, а учись до смерти. Русск.

Пока живёшь – живи, пока не умер – учись. & Учись от колыбели до могилы. Удмуртск.

Разуму учатся целый век. Украинск.

Учись, поколе хрящи не срослись. Русск.

Время – лучший учитель. Турецк.

Время и случай разум дают. Русск.

Для ученья нет старости. Русск.

И в шестьдесят лет можно учиться играть на кумузе. Лезгинск.

Учиться никогда не поздно. Русск., белорусск., удмуртск., японск.

It is never too late to learn. Английск.

Man lernt, solange man lebt. Немецк.

Знаний набирайся с пеленок и накапливай до дней последних. Казахск.

Не наставит мать – научат добрые люди. Русск.

Не научила мамка, так научит лямка. Русск.

Не научит школа, так научит нужда. Русск.

Чему не научился, когда в детских бурках ходил, тому научишься, когда сапоги наденешь. Ингушск.

Не пренебрегай учением смолоду. Китайск.

Учись смолоду, пригодится на старость. Русск., украинск.

Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – потерял жизнь. Китайск.

Не учиться хромать, когда ноги болят. Русск.

Плясать смолоду учись, под старость не научишься. Русск.

Поток пробьётся – вспять не течёт, молодость пройдёт – науку не одолеешь. Монгольск.

Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать. Русск.

Состаришься как корова, а всё чему-нибудь учишься. (Man wird alt wie 'ne Kuh und lernt noch alle Tage zu.) Немецк.

Учись, даже если умрёшь завтра. Монгольск.

Что узнал в юности – высечено на камне, что узнал в старости – написано на льду. Татарск.

Что выучишь в молодости (или: Что ребёнком выучил, Что смолоду запомнил), того не забудешь и в старости. Русск., греческ., исландск., карельск., пуштунск., украинск., эстонск.

* * *

Его поздно учить: распашонка (детская рубашонка) на нём уж не сойдётся. Русск.

Старого пономаря не перепономаривать стать. Русск.

В ШКОЛЕ УЧАТ, В ЖИЗНИ УЧАТСЯ.
Удмуртск.

Даже когда человек состарится, как корова, всё равно будет продолжать учиться. (Man wird alt wie eine Kuh und lernt noch alle Tage zu.) Немецк.

Жизненному опыту нет конца, человек постоянно нарастает им. Арабск.

Жизненный опыт – мать мудрости. (Experience is the mother of wisdom.) Английск.

Жизненный опыт – отец мудрости, память – её мать. Японск.

Жизненный опыт надёжнее панциря черепахи. Японск.

Жизнь – наука, она учит опытом. Русск.

Жизнь – самая большая школа. Казахск.

Жизнь – учитель мудрый. Казахск.

Знает (или: умен) не тот, кто много жил, а тот, кто много видел (или: ездил, странствовал, путешествовал, дальше ходил и т.п.; много постиг). & Кто нигде не был (или: ничего не видел), тот ничего и не знает. & Кто много видел, тот много знает. Русск.

Уна ветлö – унатор и тöдö. Коми.

Кто дольше живёт, тот больше (или: много) видит. Русск.

Кто ездил – видел, кто учился – знает. Аварск.

Кто много ходит, тот много слышит. Туркменск.

Кто путешествует, тот мир познаёт и ума набирается. Украинск.

Кто сколько увидит, столько и знает. & Много повидавший много знает. & Сколько человек повидает, столько он и знает. Осетинск.

Кто часто в дороге, тот был под возом и на возу. (Хто часто в дорозі, був під возом і на возі.) Украинск.

Много повидавший камень гладким станет. Удмуртск.

Каждый день добавляет частицу ума. Ингушск.

Кто больше бывал (или: видал), тому и книги в руки. Русск.

Рис2
{Cб-к 3}

Учёному и книги в руки!
Это присказка, а сказка впереди.

Художник ‒ Е.М. Бём

Кто меньше испытал, тот меньше знает. Армянск.

Кто пробует, тот знает. Арабск.

Мудрость рождается из жизненного опыта. Английск.

Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений (или: семи правил мудрости). Арабск., таджикск.

Опыт – отец всех знаний (или: лучший учитель). Английск., индийск., немецк.

Собственный опыт учит лучше, чем наставления. (Wit once bought is worth twice taught.) Английск.

У жизненного опыта нет общей школы, каждый ученик учится сам по себе. (Experience keeps no school, she teaches her pupils singly.) Английск.

Сколько человек живёт, столько и учится. (Man lär så länge man lever.) Шведск.

Слабые ноги крепнут в дороге. Испанск.

Человек всю жизнь (или: пока жив, целый век) учится (или: ума-разума набирается). Русск., удмуртск., украинск.

Что увидели глаза, то и стоит голова. Адыгск.

Учись не у того, кто долго жил,
а у того, кто много видел.
Каракалпакск.

Дольше живёшь – больше узнаешь. Русск.

Жизнь всему научит. Русск.

Не школа, а жизнь учит. Русск.

Что больше живёшь на свете, то больше увидишь. Русск.

Каждый случай – к мудрости ступенька. Украинск.

Что сам не испытаешь, того не поймёшь. (Мый ас вывтiыд оз мун, он вермы сiйöтор тöдны.) Коми.

Кладбище учит плачу. Дуала.

Не выучит школа, выучит нужда. Русск.

Не спрашивай у того, кто много ходил, спрашивай у того, кто много видел. Таджикск., узбекск.

Не спрашивай у умного, а спрашивай у знающего. Еврейск.

Спрашивай не старого, а бывалого (или: опытного). Русск.

Спрашивай не у того, кто долго жил, а у того, кто много повидал. Ингушск., казахск., узбекск.

Ум не от старости, а от увиденного и услышанного. (Ухаа оролго γтэлhэнhθθ бэшэ, γзэhэн хараhан hаа юм.) Бурятск.

Умнеют не от хохота, а от жизненного опыта. Русск.

Чем протирать подушку на кровати, лучше протирать подушку седла. Монгольск.

АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ

Мир стоит только на дыхании учеников. Детей нельзя отвлекать от учения даже ради строительства Храма. Талмуд.

Прерывают учение для похорон покойника и для сопровождения невесты под балдахин. Талмуд.

Ученье в молодости – резьба на камне; в старости – чертеж на песке. Талмуд.


VI – I вв. до н.э.

Лучше научиться поздно, чем никогда. Эзоп.

Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда. Эзоп.

После того как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным. Конфуций.

Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания. Конфуций.

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до достаточной глубины. Протагор.

Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних. Сократ.

Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей. Демокрит Абдерский.

Воспитание детей – рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с каким другим. Демокрит Абдерский.

Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье. Демокрит Абдерский.

Образование для счастливых – украшение, для несчастливых – убежище. Демокрит Абдерский.

Наилучшее воспитание молодых людей, да и самих себя, заключается не во внушениях, а в явном для всех осуществлении в собственной жизни того, что внушается другому. Платон.

Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно. (Филипп II – отец). Александр Македонский.

Воспитание сдерживает юношей, утешает стариков, бедных обогащает, богатых украшает. Диоген Синопский.

Образование даёт юношам благоразумие, старикам – утешение, беднякам – богатство, богатым – украшение. Диоген Синопский.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума. Аристотель.

Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье прибежище. Аристотель.

Воспитание – лучший припас к старости. Аристотель.

Кто двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд. Аристотель.

Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мёртвым. Аристотель.

Мудрые родители воспитывают в детях нравственность, ведь обладающие знанием этикета приносят славу всей семье. Чанакья.

В учении нельзя останавливаться. Сюнь-цзы.

Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания! Сюнь-цзы.

Не всякий возраст подходит для школьной учебы. Тит Макций Плавт.

Больше людей облагораживаются учением, а не природой. Марк Туллий Цицерон.


I ‒ XV вв.

Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. Сенека (Младший).

Учиться надо смолоду, чтобы на старости лет наслаждаться знаниями. Сенека (Младший).

И в старости можно научиться всему, была бы охота. Квантилиан.

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить; не исключение из этого правила и люди. Плутарх.

Непрестанно учась, к старости я прихожу. Плутарх.

Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности. Иоанн Златоуст.

Итак, умоляю вас, позаботьтесь о добром воспитании детей ваших. Иоанн Златоуст.

Родить детей есть дело природы; но образовать и воспитать их в добродетели – дело ума и воли. Иоанн Златоуст.

Человек может сделаться и ангелом, и зверем. Иоанн Златоуст.

Люди нуждаются в воспитанности больше, чем в науке. Али ибн Абу Талиб.

Итак, если есть у тебя разум, учись чему-нибудь, ибо разум без умения – тело без платья или человек без лица, ведь сказали: образование – лицо разума. Унсур аль-Маали.

Образование – лицо разума. Унсур аль-Маали.

Для того и знанье людям, чтобы душу укреплять. Шота Руставели.


XVI в.

Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, что выйти из бани невымытым. Алишер Навои.

Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться. Леонардо да Винчи.

Глупцов глупей, слепцов слепей те, кто не воспитал детей. С. Брант.

Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, – нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему. Мишель де Монтень.

Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. Мишель де Монтень.

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы. Мишель де Монтень.

Правительство, которое хочет иметь дело с людьми, а не со скотами, не только не ставит преград умственному развитию народа, но поощряет его устройством всевозможных школ. Мишель де Монтень.


XVII в.

Тот, кто не желает учиться, – никогда не станет настоящим человеком. А. Перес.

Мудр тот отец, который знает собственного ребёнка. Уильям Шекспир.

В хорошо устроенном государстве наставники технических дисциплин должны преобладать над учителями свободных профессий. Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье.

Образование делает хорошего человека лучше, а плохого – хуже. Томас Фуллер.

Тот, кто не прививает своёму сыну ничего полезного, кормит вора. Томас Фуллер.

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. Ян Амос Коменский.

Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным. Ян Амос Коменский.

Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей. Ян Амос Коменский.

Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, мастерскими людей. Ян Амос Коменский.

Так как мы воспитываем людей, а не попугаев, то они должны быть постоянно руководимы ясным светом ума. Ян Амос Коменский.

Только то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его в первую пору жизни. Ян Амос Коменский.

Только то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его в первую пору жизни. Ян Амос Коменский.

Образование – это то, что остаётся, когда мы уже забыли всё, чему нас учили. Джордж Галифакс.


XVIII в.

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; учёность становится в нёмпедантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью. Джон Локк.

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря воспитанию. Джон Локк.

Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведёт лишь к тому, что они становятся ещё более глупыми и дурными. Джон Локк.

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. Джон Локк.

Учение для ума – это ваяние для мраморной глыбы. всё великие качества, отличающие философа, оратора, государственного человека, часто таятся в простолюдине; образование может обнаружить их. Джозеф Аддисон.

Душа, помещенная в тело, подобна неограненному алмазу, и она должна быть отполирована, иначе она никогда не сможет засиять; и очевидно, что если разум отличает нас от животных, то образованность делает это отличие ещё большим и помогает нам уйти от животных дальше, чем другие. Даниель Дефо.

Никогда не поздно поумнеть. Даниель Дефо.

Сердечная любовь, свойственная очень многим родителям, делает их детей несчастными на всю жизнь. Генри Филдинг.

Науки юношей питают, отраду старым подают. М.В. Ломоносов.

Жажда знания, как и жажда богатства, усиливается по мере того, как мы всё больше приобретаем. Лоренс Стерн.

Из всех способов сделать человека гуманным и сострадательным самый верный состоит в том, чтобы приучить его с раннего возраста отождествлять себя с несчастными и видеть себя в них. Клод Гельвеций.

Человечность – это осмысленное чувство; только воспитание его развивает и укрепляет. Клод Гельвеций.

Хорошее воспитание надёжнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. Честерфилд.

Впечатления воспитания – как буквы, вырезанные на коре деревьев и растущие вместе с ними. Жюли де Леспинас.

Образование развивает способности, но не создаёт их. Вольтер.

Природа всегда имела больше силы, чем воспитания. Вольтер.

Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщинам. Жан-Жак Руссо.

Человек любознателен лишь в меру своей просвещённости. Жан-Жак Руссо.

Образование придаёт человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства. Дени Дидро.

Если вы хотите обидеть мало-мальски образованного человека, не называйте его негодяем; скажите лучше, что он дурно воспитан. Сэмюэл Джонсон.

Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нём сведения. Сэмюэл Джонсон.

Если человек опорожняет кошелёк себе в голову, никто не сможет отобрать у него содержимое. Бенджамин Франклин.

У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он даёт себе сам. Эдвард Гиббон.

Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры. Екатерина II Великая.

Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение. Екатерина II Великая.

Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна. Екатерина II Великая.

Лучше весь век учиться, нежели пребыть незнающим. Екатерина II Великая.

Правила воспитания суть первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами. Екатерина II Великая.

Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершённых летах, чему не доучился во младости. Екатерина II Великая.

Самое надёжное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания. Екатерина II Великая.

Воспитание есть особого рода рождение. Георг Лихтенберг.

Воспитание есть своего рода рождение. Георг Лихтенберг.

Кто не использует свои таланты для обучения и воспитания других, тот либо плохой, либо ограниченный человек. Георг Лихтенберг.

Неспособность учиться в пожилом возрасте объясняется (и притом несомненно) нежеланием более повиноваться. Георг Лихтенберг.


XIX в.

За учёного трёх неученых дают. А.В. Суворов.

В чём может состоять человеческое образование? на чём должно оно основываться? На мере. На ней покоятся всё законы природы, точно так же, как и всё наши ясные и правильные понятия, наши ощущения. Иоганн Гердер.

Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Иммануил Кант.

Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого. Иммануил Кант.

Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершенолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Решись быть мудрым! Имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения! Иммануил Кант.

Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. Иоганн фон Шиллер.

Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое; нравственное, имеющее предметом образование сердца, и разумное воспитание. Н.И. Новиков.

Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания. Н.И. Новиков.

Обучение народа должно быть первой целью правительства. Наполеон I Бонапарт.

Счастье есть наибольшее развитие своих способностей. Наполеон I Бонапарт.

Что может быть прекраснее и достойнее человека, чем направлять свои страсти к единственной цели повышения своей просвещённости! Сен-Симон.

Человеческим делают нас отец и мать, человечным – делает нас воспитание. Карл Вебер.

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на всё школы. Н.М. Карамзин.

Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье. Бетховен.

Воспитание и только воспитание – цель школы. И. Песталоцци.

Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. её реальные поступки, к которым её побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания. И. Песталоцци.

В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребёнке как чувство. Гегель.

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей. Гегель.

Просвещение рассудка делает человека умнее, но не делает его лучше. Гегель.

Все, кто чего то достиг в этой жизни, в своём собственном образовании играли главную роль. Вальтер Скотт.

Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него. И. Гёте.

Воспитание – великое дело: им решается участь человека. В.Г. Белинский.

Гуманизм есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием. В.Г. Белинский.

Важнейший результат всякого образования – самопознание. Эрнст фон Фейхтерслебен.

Век живи – век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь. Козьма Прутков.

Из всех плодов наилучшие приносят хорошее воспитание. Козьма Прутков.

Наука изощряет ум; ученье вострит память. Козьма Прутков.

Истинную природу человека составляет то, что из всех существ он один способен просвещаться беспредельно; в этом и состоит его превосходство над всеми созданиями. П.Я. Чаадаев.

Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца; хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека. Артур Шопенгауэр.

Образование – лучший страж свободы, чем развернутая армия. Э. Эверетт.

Конечная цель всякого воспитания – воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. Фридрих Дистервег.

Воспитание ставит воспитателя между ребёнком и природой, а образование ставит ребёнка в непосредственное отношение к природе. Воспитание заставляет только повиноваться, а образование учит будущего человека жить и распоряжаться своими силами. Д.И. Писарев.

Грамотность драгоценна для нас только как дорога к развитию. Д.И. Писарев.

Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий. Д.И. Писарев.

Кто не идёт в университет как в храм науки, тот идёт в него как в преддверие карьеры. Д.И. Писарев.

Любящая мать, старающаяся устроить счастье своих детей, часто связывает их по рукам и ногам узостью своих взглядов, близорукостью расчётов и непрошеной нежностью своих забот. Д.И. Писарев.

Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своёму влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого. Д.И. Писарев.

Настоящее образование есть только самообразование, и оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий. Д.И. Писарев.

Человек – не пустая бутылка, в которую можно влить какую угодно жидкость. Д.И. Писарев.

Личности мало прав, ей надобно обеспечение и воспитание, чтобы воспользоваться ими. А.И. Герцен.

Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребёнка. А.И. Герцен.

Для того чтобы воспитание могло создавать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения – в привычки. Когда убеждение так укоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы. К.Д. Ушинский.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятым, а иным даже делом лёгким, – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К.Д. Ушинский.

Не в умственных способностях женщины, но в характере её природы скрыты богатые средства для воспитания детей. Сосредоточенность внимания, точность, терпение, настойчивость, любовь к порядку, нежность, манеры, вкус и, наконец, врождённая любовь к детям – всё это такие качества, которые встречаются скорее в женщине, нежели в мужчине. К.Д. Ушинский.

Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека. К.Д. Ушинский.

Самая важная часть воспитания – образование характера. К.Д. Ушинский.

Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. К.Д. Ушинский.

Образование человека завершается только с его смертью. Р. Ли.

Наш идеал – не кастрированное, лишённое телесности, отвлеченное существо, наш идеал – это цельный, действительный, всесторонний, совершенный, образованный человек. Людвиг Фейербах.

Образование – то, что мудрому открывает, а от глупого скрывает недостаточность его знаний. Эдвард Бульвер-Литтон.

Образование может превратить дурака в учёного, но оно никогда не изгладит первородного отпечатка. Эдвард Бульвер-Литтон.

Орел никогда не теряет так много времени, как тогда, когда обучает летать ворону. Эдвард Бульвер-Литтон.

Воспитывать девочку – это воспитывать самое общество, потому что оно исходит из семьи, где душою – женщина. Жюль Мишле.

Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком. Н.И. Пирогов.

Не обязано ли общество и государство, – предполагая, что оно богаче и средствами, и мыслями, – помогать достижению всестороннего развития способностей и добрых склонностей ребёнка? И эти обязанности общества и государства не делаются ли ещё священнее там, где они признают воспитание своей монополией! Н.И. Пирогов.

Знание существует для того, чтобы его распространять. Ральф Эмерсон.

То, чему мы научились в школах и университетах, не образование, а только способ получить образование. Ральф Эмерсон.

То, чему мы учились в школах и университетах, не образование, а только способ получить образование. Ральф Эмерсон.

Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет. Карл Маркс.

Воспитание – дело совести; образование – дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида дополняют друг друга. Виктор Гюго.

Всякая опека, которая продолжается после совершеннолетия, превращается в узурпацию. Виктор Гюго.

Кто открывает школы, тот закрывает тюрьмы. Виктор Гюго.

Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его. Виктор Гюго.

Обучать народ – значит делать его лучше; просвещать народ – значит повышать его нравственность; делать его грамотным – значит цивилизовать его. Виктор Гюго.

Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны. Н.Г. Чернышевский.

Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку. Н.В. Шелгунов.

Все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки. Фридрих Энгельс.

Успех в войне решают два фактора: ружьё нового образца и школьный учитель. Отто Бисмарк.


XX в.

Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещанное к нему, иначе приучишь его ко лжи. Л.Н. Толстой.

Знание без нравственной основы – ничего не значит. Л.Н. Толстой.

Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания. Л.Н. Толстой.

Ученый – тот, кто много знает из книг; образованный – тот, кто усвоил всё самые распространённые в его время знания и приёмы; просвещённый – тот, кто понимает смысл своей жизни. Л.Н. Толстой.

Жажда знаний есть плод долгих лет учения. Оскар Уайльд.

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд.

Образование – вещь превосходная, но хорошо бы иногда помнить, что ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя. Оскар Уайльд.

Вот уж кому не следовало бы иметь детей, так это родителям. Сэмюел Батлер.

Великая цель образования – это не знания, а действия. Герберт Спенсер.

Не то знание ценно, которое накопляется в виде умственного жира, а то, которое превращается в умственные мускулы. Герберт Спенсер.

Просвещение имеет своей целью воспитание характера. Герберт Спенсер.

Цель воспитания – это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими. Герберт Спенсер.

Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме. А.П. Чехов.

Университет развивает всё способности, в том числе глупость. А.П. Чехов.

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. А.П. Чехов.

Лучшая школа дисциплины есть семья. Сэмюэл Смайлс.

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра. Сэмюэл Смайлс.

В сущности, старость начинается с того момента, когда человек утратил способность учиться. Артуро Граф.

Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Элберт Хаббард.

Родители всего неохотнее прощают детям изъяны, которые привили им сами. Мария фон Эбнер-Эшенбах.

Сколько живёшь, столько и учишься, а напоследок учишься ещё и умирать. Мария фон Эбнер-Эшенбах.

Человек сохраняет за собой молодость, пока он способен чему-нибудь учиться, принимать новые привычки и терпеливо выслушивать противоречия. Мария фон Эбнер-Эшенбах.

Это случается, говорят слабые родители о проступках своих детей. Нет, это не случается – это развивается. Мария фон Эбнер-Эшенбах.

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться. Генри Адамс.

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт.

Совершенно необразованный человек может разве что обчистить товарный вагон, а выпускник университета может украсть целую железную дорогу. Теодор Рузвельт.

Учиться, учиться и учиться. В.И. Ленин.

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Томас Эдисон.

Смысл воспитанья – самозащита взрослых от детей. М.А. Волошин.

Образование не есть только школьное дело. Школа даёт лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать. А.В. Луначарский.

Физическое образование ребёнка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребёнка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения. А.В. Луначарский.

Образование – это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют. Карл Краус.

Всегда – учиться, всё – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь. Максим Горький.

Доказывать человеку необходимость знания – это всё равно, что убеждать его в полезности зрения. Максим Горький.

За плохих детей следует наказывать. Максим Горький.

Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. А.С. Макаренко.

Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. А.С. Макаренко.

Главные основы воспитания закладываются до пяти лет, а затем воспитание человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет. А.С. Макаренко.

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А.С. Макаренко.

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слёзы, это – наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С. Макаренко.

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания. А.С. Макаренко.

Цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина. Мы должны воспитывать человека, который обязан быть счастливым. А.С. Макаренко.

Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, на всю жизнь сохраняет чувство победителя – ту уверенность в успехе, которая часто становится основой действительного успеха. Зигмунд Фрейд.

Семейное воспитание для родителей есть прежде всего самовоспитание. Н.К. Крупская.

Образование – это не наполнение сосуда, а зажжение огня. Уильям Йейтс.

Вечно учиться; но не – вечно получать уроки. Г.А. Ландау.

Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нёмчувства прекрасного. Рабиндранат Тагор.

Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдёт. Януш Корчак.

Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Януш Корчак.

Самая важная часть образования – убедить ученика в необходимости знаний. Симона Вейль.

Воспитание имеет приоритет над образованием. создаёт человека воспитание. Антуан де Сент-Экзюпери.

Всякий, кто перестал учиться, – старик, двадцать ему лет или восемьдесят. Всякий, кто продолжает учиться, остаётся молодым. Самое главное в жизни – сохранять ум молодым. Генри Форд.

Если мы хотим достичь настоящего мира во всём мире, то начинать надо с детей. Махатма Ганди.

Живи так, словно умрёшь завтра. Учись так, словно намереваешься жить вечно. Махатма Ганди.

Образование – не подготовка к жизни, оно сама жизнь. Джон Дьюи.

Ребёнок, получивший образование только в учебном заведении, – необразованный ребёнок. Джордж Сантаяна.

Родители, которые не считают нужным скрывать от детей свои личные драмы, вмиг низводят детей в положение рабов. Роберт Вальзер.

Культура, говорит один японский педагог, это то, что остаётся, когда всё остальное забыто. Эдуар Эррио.

Воспитывать – значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам. Андре Моруа.

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. В.А. Сухомлинский.

Если люди говорят плохое о твоих детях – это значит, они говорят плохое о тебе. В.А. Сухомлинский.

Нравственный облик личности зависит в конечном счёте от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. В.А. Сухомлинский.

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. В.А. Сухомлинский.

Родитель: должность, требующая бесконечного терпения, чтобы её исполнять, и не требующая никакого терпения, чтобы её получить. Леонард Левинсон.

Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным. К.М. Симонов.

Мало снести яйца, надо ещё вывести цыплят. Г.В. Губанов.

Наилучшее в мире образование – полученное в борьбе за кусок хлеба. У. Филлипс.

Наилучшее образование в этом мире то, которое получаешь в борьбе за существование. У. Филлипс.

Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании. Ф. Искандер.

 

Если сейчас не строить новые школы, потом придётся строить новые тюрьмы. Интернет.