ЗНАНИЕ – НЕВЕЖЕСТВО

Ростовский областной общественный фонд новых образовательных технологий     Задать вопрос

ПОСЛОВИЦЫ, АФОРИЗМЫ, ПОГОВОРКИ: ЗНАНИЕ – НЕВЕЖЕСТВО

 

501.1. О ЗНАНИИ И ПОЛУЗНАНИИ, ВСЕЗНАНИИ, НЕВЕЖЕСТВЕ

О ценности знаний, знании и невежестве

501.1.1.

ЗНАНИЕ – СВЕТ, НЕВЕЖЕСТВО – ТЬМА

501.1.1а.

Невежество хуже тёмной ночи

Об опыте – источнике знаний

501.1.2.

ОПЫТ – ОТЕЦ ВСЕХ ЗНАНИЙ

501.2. О ВОСПИТАНИИ, ОБУЧЕНИИ, УЧИТЕЛЕ И УЧЕНИКЕ

О ценности воспитания, строгости

501.2.1.

ВОСПИТАНИЕ – БЕСЦЕННОЕ БОГАТСТВО

501.2.1а.

Своего ребёнка воспитывай как враг, и тогда будешь доволен им.

О ценности образования, методах обучения

501.2.2.

ПОСТИЧЬ НАУКУ – ВСЁ РАВНО, ЧТО ПОЛОЖИТЬ В КАРМАН ДРАГОЦЕННОСТЬ

501.2.2а.

Тысяча учителей – тысяча методов

Об учителе и ученике

501.2.3.

ПО УЧИТЕЛЮ СУДЯТ ОБ УЧЕНИКАХ, ПО УЧЕНИКАМ УЗНАЮТ УЧИТЕЛЕЙ

501.2.3а.

Каковы где дядьки, таковы и дитятки

Об усилиях в учёбе, об ученике прилежном и неприлежном, умном и глупом

501.2.4.

БЕЗ МУКИ НЕТ НАУКИ

501.2.4а.

Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка только рот разевает

Об обучении и возрасте

501.2.5.

ЧЕЛОВЕК ВСЮ ЖИЗНЬ УЧИТСЯ

501.2.5а.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит

О книге

501.2.6.

УЧИТЬСЯ БЕЗ КНИГИ – ЧТО УДИТЬ РЫБУ БЕЗ КРЮЧКА

 

501.1. О ЗНАНИИ И ПОЛУЗНАНИИ, ВСЕЗНАНИИ, НЕВЕЖЕСТВЕ

Знания (эрудиция, умения, навыки) – благо, а полузнания, поверхностные знания, невежество – худо. Знания бесконечны. Ценность знаний проявляются на практике.

Опыт – источник знаний. Цены знания, обретенные как самостоятельно, так и заимствованные.

501.1.1. ЗНАНИЕ – СВЕТ, НЕВЕЖЕСТВО – ТЬМА (ИЛИ: НОЧЬ). (рус.)

Богатство иссякнет, знания не иссякнут. (узб.)

Лучше много знать, чем много иметь. (рус.)

Ученье – золото: не истлеет, а богатство – хлам: сгниёт. (курд.)

Жизни человека есть предел, учению – нет. (кит.)

Звезды появляются – небо красят, знания появятся – ум красят. (монг.)

Землю (или: мир) освещает солнце, а человека – знания (или: учёба). (калм., лак., рус.)

Знание – это богатство, которое нельзя украсть. (тагал.)

Знание делает жизнь красивой. (укр.)

Знание дороже (или: лучше) богатства (или: денег, золота; острее сабли; сильнее пушки). (а‑я)

Знание есть дерево, корень которого – удовольствие, а плоды – спокойствие. (перс.)

Знания вор не украдёт, в огне не сгорят и в воде не утонут. (укр.)

Из десяти тысяч профессий самая высокая – учёный. (кит.)

Кто много знает, с того много и спрашивается. (рус.)

Кто скрывает знание, тот подобен невежде. (араб.)

Лучший из даров – ум, худшее из несчастий – невежество. (араб.)

Наука куска (или: хлеба) не просит, а сама (хлеб) даёт.

Наукой люди кормятся.

(рус.)

Ненасытными бывают двое: стремящийся к знаниям и стремящийся к богатству. (араб.)

Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, – он постоянно расширяется. (араб.)

Поймёт только тот, кто знает сам. (япон.)

Учёный повсюду учёный, король же только в своём королевстве король. (малаял.)

Учёный сын старше неучёного отца. (рус.)

Ученье – око ума. (англ.)

Чего не могут сделать руки, сделает знание. (кирг.)

Человек – враг того, чего он не знает. (тур.)

* * *

Делай для другого, учись для себя. (абхаз.)

Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (рус., тадж.)

Не гордись званием, а гордись знанием. (рус.)

Не удивляй одеждой, а удивляй знаниями.

Человека украшает не одежда, а знание.

(монг.)

Не украшай платье, украшай ум.

Не украшайся хорошими вещами, украшайся знаниями.

(бурят., рус.)

Птицу украшают перья, а человека – знания. (лак.)

Станешь учёным – мир будет твоим. (узб.)

Стремись завоевать не мир, а его знание. (осет., туркм.)

Чем добывать деньги, добудь разум. (узб.)

* * *

«Не знаю» (или: «Не видел») – одно слово, «Знаю» (или: «Видел») – тысяча слов (или: большой разговор). (адыг., ингуш., осет., рус.,чечен.) Т.е. с незнающего и спросу нет, а знающий должен рассказать всё подробно. [4].

Есть люди, которые знают, есть люди, которые думают, что они знают. (итал.)

Знание да наука на вороту (или: на плечах) не виснут (или: не носить). (абаз., рус.)

Знания не в тягость. (рус.)

Т.е. от знаний не устают.

Знания без применения – тучи без дождя. (тадж.)

Образование – богатство, а применение его – совершенство. (араб.)

Зрячий не тот, кто видит гору, а тот, кто видит, что за горой. (рус.)

Лучше обучить сына, чем оставить ему короб золота. (кит.)

Люди не любят того, чего не знают. (араб.)

Узнать – значит полюбить. (рус.)

Наука – не мука (или: не бука), а золотая порука (или: верней золотой поруки). (рус.)

Наука держится лишь у умного. (лак.)

Сколько бы человек ни знал, он всё – незнающий. (курд.)

Тот, который говорит, что он не знает что-то, знает больше того, который говорит, что знает всё. (евр.)

Тот много знает, кто знает, что ничего не знает. (итал.)

Тот, кто умён, но не прилагает к делу своей учености, подобен человеку, который пашет, но не сеет. (араб.)

Учёная ведьма хуже прирожденной. (рус.)

Учёный водит, неучёный следом ходит.

Учёный идёт, а неучёный следом спотыкается.

(рус.)

Учёный знает, что такое невежда, потому что он сам был им когда-то, но невежда не понимает состояние учёного, потому что никогда им не был. (араб.)

Ученье – свет, а неученье – тьма. (рус., укр.) Говорят (чаще шутливо) в качестве наставления, когда хотят подчёркнуть значение образования, пользу знаний.

Ученье – свет; а и свет-то разный бывает: солнышко светит, и огарок свет даёт. (рус.)

Чего мы не понимаем, тем мы не обладаем. (нем.)

501.1.1а. Невежество хуже тёмной ночи. (хаус.)

Без ученья нет уменья. (вьетн., рус.)

Всякое полузнанье хуже незнанья.

Недоученный хуже неучёного.

(рус.)

Лучше быть совсем глупым, чем иметь лишь поверхностные знания (или: совсем необученным, чем плохо обученным). (вьетн.)

Недостаточное знание – опасная вещь. (англ.)

Малые знания – оковы. (хаус.)

Глаза неуча слепы. (осет.)

Голова, не знающая боли, – не голова. (узб.)

У невежды голова не болит. (крымтат.)

Жизнь невежды хуже смерти. (груз.)

Невежда – враг самому себе. (араб.)

Невежда учителя ненавидит. (груз.)

Невежество – оружие невежды. (узб.)

Неграмотность хуже нищеты. (араб.)

Неграмотный (или: неучёный) – что слепой (а грамотный – зрячий). (адыг., осет., перс., рус.)

Слепота лучше невежества. (перс.)

Худая грамота – душе пагуба. (рус.)

Человек без знаний – всё равно, что гриб: хотя на взгляд и крепкий, а за землю плохо держится. (рус.)

Человек неучёный, что топор неточёный. (рус.)

* * *

Аз да буки – все его науки.

Аза не видел в глаза.

Азов не знает (или: не разбирает).

(рус.)

Говорят о неграмотном.

Аз и буки – названия первой и второй букв церковнославянской азбуки, по которой обучали грамоте.

Видит алиф, а думает – бревно. (тур.)

А л и ф – первая буква арабского алфавита, пишется в виде прямой вертикальной черты.

Глядит в книгу, а видит фигу. (рус.)

Много учён, а не досечён. (рус.) Т.е. недоучен.

На все руки, кроме науки. (рус.)

Научился: кнуты вить да собак бить. (рус.)

Собаку съел, только хвостом подавился. (рус.) Говорят с иронией о недоучившемся, неграмотном.

Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. (рус.)

* * *

Не пей из рук невежды даже если это живая вода. (казах., татар., тур.)

Не ходи никуда с невеждой – не позорь доброе имя. (узб.)

* * *

Без наук – как без рук.

Без науки ничего не придёт в руки.

(рус.)

Всякий родится, да не всякий в люди годится. (рус.) Говорят о неучах.

Знать всё (или: слишком много) – значит не знать ничего. (адыг., азерб., англ., кикуйю.)

Кто всё знает – ничего не знает. (тур.)

От чрезмерных знаний голова лысой становится. (англ.)

Переученный хуже недоученного. (рус.)

Кто ничего не знает, тот не имеет ни в чём сомнений. (англ.)

Легко забыть то, чего не знаешь. (рус.)

Легче работать пером, чем топором (кажется неграмотному). (рус.)

Невежество – это верблюдица: кто оседлает её – станет презренным, кто будет сопровождать её – собьётся с пути. (араб.)

От света бегать – света не видать. (рус.)

Чего не знаешь, того не разгадаешь. (рус.) Т.е. без знаний задачу не решишь, работу не сделать. [6].

501.1.2. ОПЫТ – ОТЕЦ ВСЕХ ЗНАНИЙ (ИЛИ: ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ). (англ., инд.)

Бродячий глупец лучше сидячего мудреца. (монг.)

Если шестилетний вернётся из странствия – и шестидесятилетний придёт его навестить. (татар.)

Знает не тот, кто много жил, а тот, кто много видел (или: постиг, странствовал, путешествовал). (а‑я)

Лучше много видеть, чем много жить. (осет.)

Ум не от старости, а от увиденного и услышанного. (бурят.)

Мудрость рождается из жизненного опыта. (англ.)

Жизненный опыт – отец мудрости, память – её мать. (япон.)

У жизненного опыта нет общей школы, каждый ученик учится сам по себе. (англ.)

Чтобы выучиться плавать, надо влезть в воду. (рус.)

Спрашивай не старого, а бывалого. (рус., якут.)

Что сам не испытаешь, того не поймёшь. (коми.)

* * *

Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.К.Д. Ушинский.

Есть три рода невежества: совсем не знать ничего; знать дурно то, что все знают; знать не то, что следует знать. Ш. Дюкло.

Легче рисоваться многими знаниями, чем хорошо владеть немногими. Вовенарг.

Лучше не знать ничего, чем знать много вещей наполовину. Ф. Ницше.

Незнание – не довод. Невежество – не аргумент. Б. Спиноза.

501.2. О ВОСПИТАНИИ, ОБУЧЕНИИ, УЧИТЕЛЕ И УЧЕНИКЕ

Хорошее воспитание – благо. Главным в воспитании является воспитатель. В воспитании важны любовь, строгость, пример. И излишняя строгость, и попустительство в воспитании – плохо.

Обучение просвещает ум и душу, формирует внутренний облик человека, обусловливает жизненный успех.

Главным в обучении является учитель. Во время обучения учатся и ученик, и учитель. Хороший учитель, взаимоуважение учителя и ученика – хорошо, а обратное – плохо. Строгость, принуждение в обучении иногда или в чём-то – хорошо, иногда, или в чём-то – плохо. Обучение в охоту лучше подневольного.

Учение требует усилий. Трудолюбие в учении – хорошо, а лень – плохо. Умный любит учиться, а глупый нет. Умного, прилежного учить легко, глупого, нерадивого – трудно.

Чему-то учиться можно, нужно всю жизнь, а чему-то с возрастом научиться нельзя, поздно. Знания лучше обретаются в молодости.

501.2.1. ВОСПИТАНИЕ – БЕСЦЕННОЕ БОГАТСТВО (ИЛИ: ДОРОЖЕ ЗОЛОТА, ВАЖНЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ. (адыг., араб., япон.)

Деньги хороши считанные, а дети воспитанные. (укр.)

Дети без воспитания несчастнее круглых сирот. (араб.)

Настоящим сиротой бывает тот, кто не получил воспитание. (тур.)

Дети да старики зависят от ухода. (кор.)

Кукушка не знает, как детей растить. (бенг.)

Не важно, кто родил, важно, кто воспитал. (япон.)

Не та мать, которая родила (или: вспоила, вскормила), а та, которая воспитала (или: выходила, уму-разуму научила). (мари., мордв., рус.,укр., япон.)

Не тот отец, который вспоил-вскормил, а тот, который уму-разуму научил. (рус.)

Нет худых детей, есть худые родители. (рус.)

У кого есть дядька (т.е. воспитатель), у того цело дитятко. (рус.)

Ум и воспитание – братья-близнецы. (узб.)

Ум не имеет цены, а воспитание – предела. (адыг., азерб.)

Человек без воспитания – тело без души. (араб.)

Детям не порча игрушка, а порча худая прислужка. (рус.) Т.е. плохие воспитатели.

* * *

Вырасти то, что родил. (перс.)

Умел родить, умей и воспитать (или: вырастить, в люди вывести, научить). (рус.)

Если не обучишь сына, его научит жизнь. (араб.)

Паси, чтоб вскормить; не паси, чтоб озолотить. (рус.)

* * *

Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло.

Ребёнок – что воск: что хочешь, то и сольёшь.

(рус.)

Из ненасиженного яйца цыплёнка не вылупится. (малаг.)

Кто без призора (т.е. внимания) в колыбели, тот весь век не при деле. (рус.)

Не устанешь детей рожаючи, устанешь на место сажаючи. (рус.)

Чужой сын урод – смех, свой – грех. (рус.)

501.2.1а. Своего ребёнка воспитывай как враг (т.е. не балуй), и тогда будешь доволен им. (осет.)

В гневе не наказывай: гнев плохой советчик. (рус.)

Дай нож ребёнку, если он плачет из-за него. (суах.) Узнав, что такое острый нож, ребёнок больше его не попросит. [2].

Детей наказывай стыдом, а не кнутом. (рус.)

Если ребёнок не идёт по пути, который ему указывают, – пусть идёт, как хочет. (малаял.)

Если ребёнок танцует плохо, скажи ему: «Ты танцуешь плохо», а не говори: «Танцуй, милый, как тебе нравится. (акан.)

Если хочешь сделать сына человеком – отдай его в пастухи, но поспеши взять домой, прежде чем он станет скотиной. (курд.)

Когда ребёнок притворяется, что умирает, лучше всего притвориться, что вы хороните его. (акан.)

Не обещай ребёнку лепёшку, а коль обещал – держи слово. (груз.)

Побережешь ремень (или: пожалеешь розгу), испортишь ребёнка. (англ.)

Побоишься плача ребёнка – заплачешь сам. (суах.)

Послал ребёнка с поручением – иди за ним сам. (туркм., узб.)

Сам бей, а другим бить не давай! (рус.)

* * *

Балованный ребёнок непочтителен; балованная собака непослушна (или: остаётся щенком). (кит., шумер.)

Баловать ребёнка – всё равно, что убить (или: бросить) его. (кит., япон.)

Дети должны быть видны и не слышны. (англ.)

За плохого сына – мать в ответе, за плохого внука – бабка. (вьетн.)

Засиженное яйцо – болтун, занянченное дитя – шалун (или: дурак). (рус.)

Из маменькиных сынков вырастают сосунки, а не герои.

Из непослушной дочки получается своевольная жена.

(англ.)

Из спины ремня не вырежешь (или: не выкроишь). (рус.)

Кто проливает излишнюю строгость, потом поливает слезами землю. (бенг.)

Избалованный ребёнок – не кормилец. (мордв.)

Кто детям потакает, тот потом слезу проливает (или: слёзы утирает). (рус., укр.)

Кто любит, тот не потакает. (рус.)

Кто не закалит своего сердца, не воспитает ребёнка. (араб.)

Кто не наказывает своих детей, тот будет наказан сам. (арм.)

Лучше заставлять сына плакать, чем самому потом плакать о нём. (араб.)

Лучше ребёнку плакать, чем матери. (нем.)

Кто не осушает слёз ребёнка, будет плакать сам. (абхаз.)

Любимого ребёнка лишний раз розгами бьют. (кор.)

Нелюбимое дитя – лозой (или: хлыстом), любимое – жезлом (или: дубьём). (рус.)

Маленькими баловать – когда вырастут, отцу и матери на голову сядут. (авар.)

Мать своей любовью первая портит ребёнка. (адыг., англ.)

Мать-потатчица не жалеет ребёнка, а жалит. (рус.)

Наказывать легче, чем воспитывать. (рус.)

Не наставит мать – научат добрые люди. (рус.)

Не тогда учить, когда бить. (рус.)

Отец бьёт сына исправляет его; мать бьёт дочь – портит её. (казах.)

Отец мягкосердечный – сыну раздолье. (узб.)

Ребенку, у которого прорезались зубы, не нужна разжеванная пища. (каракалп., кирг.)

Своеволие у ребёнка входит в привычку, а привычка рождает характер. (рус.)

То, что успокоило малыша, незначительнее того, что заставляло его плакать. (араб.)

У скакуна не просыхает пот, у избалованного – слёзы. (кирг.)

* * *

Вольно шалить, коли смолоду не бит. (рус.)

С чёрта вырос, а кнутом не бит (или: не стеган). (рус.)

* * *

Не съел дед отца, не съест отец и тебя молодца. (рус.) Говорят ребёнку, жалующемуся на строгость.

Ребенка спросили: «Почему плачешь?» ответил: «Потому что мне потакают». (арм.)

* * *

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы. Н.М. Карамзин.

Берегите слёзы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор.

Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей. Демокрит.

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Жан-Жак Руссо.

Воспитание и только воспитание – цель школы. И. Песталоцци.

Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель. К.Д. Ушинский.

Воспитатель сам должен быть воспитан. К. Маркс.

Всё воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, только этим люди влияют на других людей, воспитывают их. Л.Н. Толстой.

Говорят, что лучшее правило политики – не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании. Жан Поль.

До пяти лет обращайся с сыном, как с царём, с пяти до пятнадцати – как с слугой, после пятнадцати – как с другом. Древнеиндийск.

Если всё время человеку говорить, что он «свинья», то он, действительно, в конце концов захрюкает. М. Горький.

Если наказывать ребёнка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды. И. Кант.

За плохих детей следует наказывать. М. Горький.

Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть. П. О'Рурк.

Не вправе наказывать ребёнка тот, кого ребёнок не любит. Дж. Локк.

Самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным – это приучить его не встречать ни в чем отказа. Жан-Жак Руссо.

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. Р. Эмерсон.

501.2.2. ПОСТИЧЬ НАУКУ – ВСЁ РАВНО, ЧТО ПОЛОЖИТЬ В КАРМАН ДРАГОЦЕННОСТЬ. (монг.)

Деньги, потраченные на образование, никогда не пропадают даром. (англ.)

Способности от рождения – только половина, другая половина – от учения. (кит.)

Учение – семена знаний, а знания – семена счастья. (груз.)

Чёрные буквы красные дни приносят. (арм.)

Учить – ум точить. (рус.)

* * *

Не учась (или: Не умеючи) и лаптя не сплетешь.

Не учась, в люди не выйдешь.

(рус.)

Пока учишься – ты ниже любого, а выучишься – выше десяти тысяч. (кит.)

У учения нет дна. (кирг.)

Учение – неиссякаемый источник. (осет.)

Учись и поймёшь, что учению нет предела. (кит.)

Учи аз да буки – придёт и хлеб в руки. (укр.)

* * *

Образование – это то, что остаётся после того, когда всё забываешь. (япон.)

501.2.2а. Тысяча учителей – тысяча методов. (кит.)

Вбитое в голову знание – не мудрость. (осет.)

Слишком строгому учителю учеников не видать. (бенг.)

Сначала порицание, потом наказание. (араб.)

Строгость учителя полезнее ласки родителей. (перс.)

* * *

Бьёт не по делу, учит не по уму. (рус.)

* * *

В голову бить – разуму не добыть.

Зад похлещешь, а в голову не набьёшь.

(рус.)

Ворчаньем наскучишь, примером научишь.

Личный пример (или: хороший пример) – лучшая проповедь.

Учи не рассказом, а работой и показом.

(рус.)

Пример лучше, чем наставление. (англ.)

Чем поучать, лучше показать. (инд.)

Назидание не шило, в голову не воткнешь. (арм.)

Не выучишь таской (или: перхотой, неволей), выучишь лаской (или: охотой). (рус.)

Не оставляй голодным – сделаешь вором, не наставляй много – сделаешь бесчестным. (тур.)

Потихоньку и ольху согнешь, а вкруте и вяз сломишь. (рус.)

Толкуй, да наперёд сам разжуй. (рус.)

Умного учи, а бей только дурака. (авар.)

Уча людей добру, сам помни о добре. (тадж.)

* * *

И курица цыплёнка клюёт. (индонез.)

И медведя бьют, да учат.

Неволя птицу песням учит.

Неволя учит и ум даёт.

(рус.)

Говорят в пользу строгости в обучении.

Не выучили отец с матерью – нужда научит.

Не выучит школа – выучат забота и работа.

(рус.)

Не учил отец – дядя чужой научит. (рус.) Т.е. когда в армию возьмут.*

Пророк Наум (покровитель ученья) наведёт на ум. (рус., укр.)

Кнут (или: плеть) не мука, а вперёд наука.

Кнут не мучит, а добру учит.

Не научит мамка, так научит лямка.

(рус.)

* * *

Детей учить – не лясы точить. (рус.) Т.е. трудно.

Кого не любят, того и не слушают. (рус.)

Кто не может взять лаской, не возьмёт и таской (или: строгостью). (рус.)

* * *

Образование развивает способности, но не создаёт их. Вольтер.

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться. Г. Адамс.

Учатся у тех, кого любят. И. Гёте.

Ученики должны искать одобрения учителя, а не учитель – одобрения учеников. Квинтилиан.

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Л.Н. Толстой.

501.2.3. ПО УЧИТЕЛЮ СУДЯТ ОБ УЧЕНИКАХ, ПО УЧЕНИКАМ УЗНАЮТ УЧИТЕЛЕЙ. (монг., рус.)

Всяк мастер на выучку берёт, да не всяк доучивает.

Не всяк Наум наставит на ум.

(рус.)

Древо и учитель познаются по плоду. (рус.)

Других поучать – собой торговать. (непал.)

Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным. (кит.)

Кто не делится своими знаниями – подобен свету в кувшине. (амхар.)

Направлять другого может только праведный. (лак.)

Нет больше наслаждения, чем читать книги; нет дела важнее, чем учить сыновей. (кит.)

От собственного счастья убегает тот, кто сторонится наставника. (перс.)

Родители создают тело, учителя создают душу.

Свет лампы – от масла, знания ученика – от учителя.

(монг.)

Ученику удача – учителю радость. (рус.)

Чему научатся в гнезде, то делают и в полёте. (кирг., татар.)

* * *

Деньги отдай – уменьшатся, знания отдай – прибавятся. (тадж.)

Людей выучишь, себя выручишь. (рус.)

Обучая, ты учишься сам. (евр.)

Преподавание – наполовину учёба для себя. (япон.)

Учи других – и сам научишься (или: поймёшь). (рус., укр.)

Чтоб других учить, надо свой разум наточить. (рус.)

* * *

Почитай учителя, как родителя. (рус., укр.)

Только уважая учителя, можешь сам стать учителем. (вьетн.)

У врача лечись, у умного учись. (рус.)

501.2.3а. Каковы где дядьки, таковы и дитятки. (рус.)

Добрый (человек) добру и учит.

У доброго дядьки (или: батьки) добры и дитятки.

(рус.)

Из-за плохого сына бранят и отца. (рус.)

* * *

Дочка пойдёт по веткам того дерева, на которое залезла её мать. (татар.)

Привычки матери – выкройка для дочери. (адыг.)

Каков отец, таковы и дети.

Если батька рыбак, то и сын в воду глядит.

(рус.)

Если отец драчлив, то и сын его будет драчливым. (абаз., абхаз.)

Если отец не умеет пахать, сын не научится сеять. (лак.)

Отец не убил оленя – сын и зайца не убьёт. (татар.)

Причины в отце, следствия в детях.

У сокольника и сын птиц приручать умеет.

(япон.)

Сын охотника умеет охотиться. (кикуйю.)

Сын плотника пилить умеет. (кит.)

Сыну императора – быть императором, сыну бедняка – весь век крабов ловить. (вьетн.)

Сын хорошего человека бездельником не станет. (арм.)

Тот, чей отец был собакой, – лает. (ливан.)

У отца-задиры – сын драчун. (абхаз.)

Мать учит – дети ловкие, отец учит – дети умные. (вьетн.)

Ребёнок у матери научится кроить шубу, а у отца – делать стрелы. (ногай.)

Сын подражает отцу, дочь – матери. (япон.)

Умный отец – умная дочь; умная мать – умный сын. (рус.)

Ребёнок говорит то, что слышит от взрослых у камина. (англ.)

Что говорят взрослые, то дети повторяют. (абаз.)

Родители трудолюбивы – и дети не ленивы. (рус.)

* * *

Бодливую корову можно узнать по её телёнку. (овамбо.)

Детёныш леопарда чешется точно так же, как его мать. (кикуйю.)

Детёныш мыши грызёт мешок, детёныш волка дерёт овцу. (авар.)

Жеребёнок идёт по следу матери-лошади. (лак., ногай.)

Как ползает краб-отец, так ползают и его дети. (тагал.)

Как старый петух кукарекает, так и молодой ему вторит. (англ.)

Куда коза-мать (прыгнет), туда и козлёнок. (дарг., лак., чечен.)

Куда корова, туда и телёнок. (монг.)

Лист (или: траву), что ест взрослая (или: старая) коза, едят и козлята. (абхаз., аньянг., бакози., баконго., дуала., креол., телуг.)

Маленькая (или: молодая) собачка лает (или: брешет) – от большой (или: старшей) слышит. (бурят., карел., монг., рус., тур.)

Молодые зяблики щебечут то, что они слыхали от старых. (бапеди.)

Осёл лягается и кусается, как и его отец. (волоф.)

Осёл может научить осленка только ослиному. (туркм.)

Поросёнок учится хрюкать у свиньи.

У буйной коровы и телёнок буян.

У волка и сын волчонок.

(азерб.)

Сын кошки становится охотником за мышами. (адыг.)

Телята бегут по следам своей матери. (зулу.)

У глупой коровы и телёнок глуп. (тат.)

Щенок у матери лаять учится. (туркм.)

Кобылка – брык, и жеребёнок – брык.

Куда матка, туда и пчёлки.

Куда свинья, туда и поросята.

Молодая собака от старых брехать учится.

Молодой петух поёт так, как слыхал от старого.

Свинья – хрю, и поросёнок – хрю.

Сучка гав, и щенята гав.

Что делает коза, то делает (или: желает) и козлёнок.

Щеня злое – от злой суки.

Щеня лает, у старых псов слыша.

(рус.)

У горького дерева и плоды горькие. (перс.)

У козы, которая лазает по деревьям, козлёнок будет смотреть на ветки. (тур.)

* * *

На отце воду важивали, так к сыну с хомутом не ходи (т.к. он знает о тяжести труда). (рус.)

* * *

Лает щенок – бьют взрослую собаку. (тамил.) Т.е. за плохие поступки ученика отвечает учитель

* * *

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Д.И. Менделеев.

Даруй свет, и тьма исчезнет сама собой. Э. Роттердамский.

Когда сын выругался, Диоген ударил отца. Р. Бёртон.

Куда не влекут способности, туда не толкай. Я. Коменский.

Люди учатся, обучая. Сенека (Младший).

Педагог – это инженер человеческих душ. М.И. Калинин.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. А. Дистервег.

Плохому учатся и без учителя. Античн.

Учитель, образ его мыслей – вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. А. Дистервег.

Учитель, пытающийся преподавать без того, чтобы внушить ученику желание учиться, куёт холодное железо. Х. Манн.

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. Монтень.

501.2.4. БЕЗ МУКИ НЕТ НАУКИ. (рус.)

Знания по наследству не достаются. (евр.)

Мудрым (или: Учёным) никто не родился, а научился. (англ., рус.)

Одной пчеле бог на роду науку даёт. (рус.)

Корень ученья горек, да плод его сладок. (рус.)

Повторение – мать учения. (англ., рус.)

Повторять да учить – ум точить. (рус.)

* * *

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем. (франц.)

Учиться – всё равно что плыть против течения: остановишься на минуту – и тебя отнесёт назад. (кит.)

Много перетерпишь – многому и научишься. (нем.)

Что вымучит, то и выучит.

Что докучает, то и поучает.

Что наскучит, то и научит.

Что мучит, то и учит.

(рус.)

На берегу (или: Не прыгнув в воду) плавать не научишься. (арм., башк., гагауз., лак., рус., укр.)

На колокол глядя, звонить не научишься. (рус.)

Не говори «Я учился!», скажи, что узнал. (туркм.)

Учиться – одно, научиться – другое. (узб.)

Учиться и не думать – это глупо, думать и не учиться – это погибель. (кит.)

* * *

Без букв и грамматики не учатся и математике.

По грамоте осекся, цифирь не далась.

(рус.)

Сперва аз да буки, а потом науки. (рус., укр.)

Даже на вора десять лет учиться надо. (япон.)

Кто спрашивает, тот учится. (амхар., адыг., рус.)

Лучше спросить, чем не знать.

Не знать – не стыдно, стыдно не спросить.

(осет, кит., тур., япон)

Пойти в науку – терпеть муку. (рус., укр.)

Состариться нетрудно, а ума набраться нелегко. (япон.)

* * *

Если бы молитвы детей осуществлялись – ни одного учителя не осталось бы в живых. (перс.)

501.2.4а. Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка только рот разевает. (рус.)

Всем (или: Дураку) своего ума не вложишь. (рус., укр.)

Дудочку не надуешь, дурочку не научишь. (рус.)

Бестолкового (или: Глупого, Дурака) учить, что решетом воду носить (или: бесполезно; только портить; только время тратить; только себя трудить; что горбатого, мёртвого лечить; что на воде писать; что по лесу с бороной ездить). (а‑я)

В глупую голову ума не вобьёшь. (коми.)

Дождь в камень не войдёт, ум – в глупую голову. (тат.)

Несолёный обед можно посолить, а глупца уму-разуму никогда не научить. (арм.)

Умного учить – что доброго коня в поводу водить, а дурака учить – в бездонную кадку (или: в утлый мех) воду лить. (бурят., груз., рус.)

Кто любит науки, тот не знает скуки. (рус.)

Сытое брюхо к учению глухо. (рус.)

Тупо сковано – не наточишь, глупо рожено – не научишь. (рус.)

* * *

Ворона за море летала, да лучше не стала (или: да вороной и вернулась).

Гусь за море полетел, а не лебедь назад прилетел.

Журавли за море летают, а всё одно: курлы.

(рус.)

Говорят о том, кто ничему не научился или стал хуже.

К у р л ы – крик журавля как действие.

Осёл ездил в Мекку (или: Иерусалим), вернувшись обратно в кишлак, остался тем же ослом.

Послали осла путешествовать, а он вернулся тем же ослом.

(арм., курд., нем., рус., тадж.)

* * *

Не страшно, когда не знаешь; страшно, когда знать не хочешь. (рус.)

Не стыдно не знать, стыдно не учится. (азерб.)

Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок. (башк.)

* * *

Для образования нужны три вещи: природные способности, упражнения, время. Демокрит.

Доказывать человеку необходимость знания – это всё равно, что убеждать его в полезности зрения. М. Горький.

Есть четыре типа сидящих перед мудрецами (т.е. учеников): «губка», «воронка», «фильтр» и «сито». Губка поглощает все; в воронку с одной стороны входит, с другой – выходит; фильтр пропускает вино и задерживает осадок; через сито просыпаются отруби, но мука в нём остаётся. Талмуд.

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. Леонардо да Винчи.

Знание без нравственной основы – ничего не значит. 
Л.Н. Толстой.

Кто успевает в науках, но отстаёт в нравах, тот больше отстаёт, нежели успевает. Античн.

Мир стоит только на дыхании учеников. Детей нельзя отвлекать от учения даже ради строительства Храма. Талмуд.

Научиться можно только тому, что любишь. И. Гёте.

Невежественными бывают только те, которые решаются такими оставаться. Платон.

Оправдывают своё невежество неискусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти. Н.А. Добролюбов.

То, чему мы научились в школах и университетах, не образование, а только способ получить образование. Р. Эмерсон.

Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев. Саади.

501.2.5. ЧЕЛОВЕК ВСЮ ЖИЗНЬ УЧИТСЯ. (рус.)

Для ученья нет старости.

Не учись до старости, а учись до смерти.

Учиться никогда не поздно.

(англ., рус., япон.)

Учись, даже если умрёшь завтра. (монг.)

Учись, поколе хрящи не срослись. (рус.)

* * *

Век живи – век учись (в шутку добавляют: а дураком помрёшь). (рус.) Говорят в качестве доброго совета постоянно учиться или в шутку, когда узнают что-либо новое, чего до сих пор не знали. [8].

501.2.5а. Чему Ваня не научился, того Иван не выучит (или: знать не будет). (рус., укр.)

Женатому учиться – время ушло.

Женату быть – учиться не любить.

(рус.)

Знания, что приобрёл стариком, – это письмена, выведенные на золе; знания, приобретенные молодым, – это письмена, высеченные на камне. (бурят.)

К юному мозгу ученье – что к мягкому воску печать. (башк., рус.)

Кто обучает старика, пишет на воде; тот, кто обучает ребёнка, пишет на камне. (амхар.)

Старость пишет на песке, а молодость – на камне. (рус.)

Учение в детстве подобно гравировке на камне. (араб., башк., рус.)

Что узнал в юности, высечено на камне, что узнал в старости, написано на льду. (татар.)

И в шестьдесят лет можно учиться играть на кумузе (или: сазе) – только играть на том свете (или: страшном суде) придётся. (кумык.,тур.)

Кто смолоду не учился, тот в старости не научится. (рус.)

Старого учить – что мёртвого лечить (или: время ушло, только портить). (рус.)

Старые деревья не гнутся. (курд япон.)

* * *

Дуб ломается, а лоза гнётся. (укр.)

Кнутовище нужно выпрямлять, пока оно сырое. (дарг.)

Молодое дерево гнётся, старое – нет. (гагауз.)

Молодой бамбук (или: тростник) легко гнётся. (абхаз., япон.)

Сухое дерево нельзя согнуть, но свежее дерево – можно. (абаз.) Т.е. учить и воспитывать нужно смолоду.

Старых собак новым трюкам не учат. (англ., бирм.)

* * *

Гни рябину за вершину. (рус.)

Дерево выпрямляй (или: гни), когда оно молодо (или: пока оно гибко, гнётся), учи ребёнка, пока мал (или: слушается).

Если не согнул прутом (или: лозой), не согнешь, когда станет колом (или: палкой).

(а‑я)

Обруч, не скрученный из хворостины (или: из прутика), из жерди не скрутишь. (чечен.)

Не научил (в детстве) плетью, а дубиной (в старости) не научишь.

Не учил сына, поколе поперёк лавочки укладывался, а как во всю вытянулся – не научишь.

(рус.)

Тогда учи (или: секи), когда поперёк доски, а как во всю протянется – тебе достанется. (карел., рус., укр, хакас.)

* * *

Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился во младости. Екатерина II.

501.2.6. УЧИТЬСЯ БЕЗ КНИГИ – ЧТО УДИТЬ РЫБУ БЕЗ КРЮЧКА. (рус.)

Гусиное перо опасней львиной лапы. (англ.)

Дом без книги – день без солнца. (рус.)

Дом без книги подобен склепу. (бурят., осет.)

Комната без книг подобна телу без души. (англ.)

Есть поэты, а есть и рифмоплеты (или: рифмачи, бумагомаратели). (рус.)

Иная книга обогащает, а иная – с пути совращает.

Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.

Не всё свято, что в книгу вмято.

(рус.)

Кисть (или: Перо) сильнее меча. (англ., рус., япон.)

Меч не сделает того, что может сделать перо. (перс.)

Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги. (рус.)

Пишут не пером, а умом. (рус.)

Слова улетают, написанное остаётся. (латинск.)

Что написано пером, того не вырубишь топором (или: не сотрёшь). (рус., суах., укр) Т.е., если написанное стало известно, то этого уже не изменишь, не исправишь. [5].

У хорошего генерала нет ненужных солдат, у хорошего писателя нет ненужных слов. (кор.)

Читать и не понимать – наполовину бездельничать. (нем.)

Что меч, что перо – сражаются за одно. (рус.)

* * *

Всё товар, и мусор товар, а книги – не товар (сказал гражданин Канкрин, когда Смирдин просил ссуды под свою библиотеку). (рус.)

* * *

Много прочёл, да мало учёл. (рус.)

* * *

Выбирай писателей так, как выбираешь друга. (англ.)

Говори не о том, что прочёл, а о том, что понял. (азерб.)

И в дрянной книжке сыщутся мыслишки. (исп.)

Коль есть поле, да не посеешь, будут амбары пусты; коль есть книги, да не читаешь, будут сыновья и внуки глупы. (кит.)

Три дня не будешь читать книг – твоя речь потеряет прелесть.

Три дня не читаешь – рот грубеет, три дня не пишешь – рука слабеет.

(кит.)

* * *

Всё стерпит бумага, но не читатель. Ж. Жубер.

Всем хорошим во мне я обязан книгам. М. Горький.

Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание. Ч. Диккенс.

Из научных произведений читайте предпочтительно самые новые, из литературных – наиболее старые. Классическая литература не перестает быть новой. Э. Булвер-Литтон

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. В.И. Даль.

Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу будущего. М. Горький.

Книги – это инструмент насаждения мудрости. Я. Коменский.

Книги нужны, чтобы напоминать человеку, что его оригинальные мысли не так уж новы. А. Линкольн.

Книги суть зерцала хотя и не говорят, всякому вину и порок объявляют. Екатерина II.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д. Дидро.

Написанное должно быть удобочитаемо и удобопонимаемо, а это – одно и то же. Аристотель.

Поэтами рождаются, ораторами становятся. Марк Туллий Цицерон.

То, что написано без усилий, читается, как правило, без удовольствия. С. Джонсон.

Хорошо написанные исторические романы стоят лучших курсов истории. О. де Бальзак.