О тщеславии, честолюбии, подражании

УЧЕБНАЯ МЕДИАТЕКА

О тщеславии, честолюбии, подражании


Стремление делами заслужить славу и честь – хорошо, а тщеславие (желание быть предметом славы, почитания) и честолюбие (любовь к почестям, жажда почестей, стремление к ним) и подражание – плохо, вызывает осуждение, иронию.

УМНЫЕ ЛЮДИ УЧАТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗНАТЬ, НИЧТОЖНЫЕ ‒ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИХ ЗНАЛИ

Ты не свет в окне, без которого в избе темно будет

Царский виночерпий, умирая, жаловался не на смерть, а на то, что его некому заменить

Сам из бедноты, а завещанье в три версты

Осёл думает, что это он (в караване) ведёт верблюда на поводу

ГДЕ ПОДРАЖАНИЕ, ТАМ НЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Надел чужые перья

Увидев тигра, шакал разрисовал себя полосами

АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ

УМНЫЕ ЛЮДИ УЧАТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЗНАТЬ, НИЧТОЖНЫЕ ‒ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИХ ЗНАЛИ.
Арабск.

Рис2
[1]

Огюст Тульмуш - «Тщеславие», 1870 г.

Вода течёт вниз, а человек стремится вверх. Китайск.

Душа на почёт ненасытна. Кумыкск.

* * *

Беда сидит спокойно, тщеславие тормошит её. Креольск.

Верблюда убивает тяжёлая кладь, человека – слава. Туркменск.

Гордость, обедающая с тщеславием, ужинает с бедностью. Еврейск.

Землю портит вода, а человека – слава (или: молва). Таджикск.

Кто хочет всему свету понравиться, покажется всем дураком. (Wer aller Welt gefallen will, wird aller Welt zum Narrenspiel.) Немецк.

Наверху голова кружится. & Слава голову кружит. Русск.

Плод тщеславия (и/или честолюбия) – ненависть. Арабск.

Почести изменяют характер, но редко в лучшую сторону. Греческ.

Сильно мешает быть умным стремление казаться таким. Персидск.

Тщеславие – это боль. Креольск.

Тщеславию, как и сыпи, любой подвержен. Японск.

Тщеславного ждут страдания. Суахили.

Хвалу, честь, славу и дурак любит. Русск.

Царский виночерпий, умирая, жаловался не на смерть, на то, что его некому заменить. Убрать из оглавления Абхазск.

Рис2
[2]

Алмасты радуется: «Собаки на меня лают – за человека принимают». Адыгск. Алмасты ‒ (снежный человек, йети, сасквоч, зимняя обезьяна, бигфут, энжей, леший, авдошка) легендарное человекообразное существо, якобы встречающееся в различных высокогорных или лесных районах, появление которого иногда связывают с НЛО.

Ашуга в дом впустили, а он спрашивает, куда положить саз. Азербайджанск. Ашуг (ашык) — народный певец-поэт у азербайджанцев и армян, а также других народов Закавказья. Саз — музыкальный инструмент типа лютни

Если бы ценились заслуги, старого быка не закололи бы. Туркменск.

Кого на краю поставили, тот в середину пробрался. Абхазск.

Куда конь с копытом (или: кузнец с клещами), туда и рак с клешнёй. Русск., белорусск., украинск. Говорят о человеке, который живёт бедно, но не хочет отставать от богатых, а также в упрек при неоправданном подражании, стремлении присоединиться к другим.

См. http://fraze.ru/index.php/poslovitsy-pogovorki/poslov-na-bukvu-k/kuda-kon-s-kopytom-tuda-i-rak-s-kleshnei

Рис2

Не рука Макару телят водить. Русск.

Первые в почестях – первые в пороках. Греческ.

Стоит турку сесть на коня – он уже думает, что стал беем. Турецк.

Сыну неудачника луну с неба подавай. Туркменск.

Ты не свет в окне, без которого в избе темно будет.
Русск.

Глупец тщеславный, не забудь о том, что слава добывается трудом. Персидск.

Глядя на гору, горой не станешь. Удмуртск.

Рис2
[3]

Если дома тебе нет почёта, не будет его и за стенами дома. Чеченск.

Если хочешь быть известным, не обязательно высекать своё имя на камне. Китайск.

Есть честь – береги, а нет – не напрашивайся. Русск.

Каждого барашка не посвящай себе в жертву. Осетинск.

Как ни поднимайся вверх, а выше неба не будешь. Китайск.

Кем угодно обернёшься – к самому себе вернёшься. Узбекск.

Когда ты в деревне не нужен, и в город незачем идти. & Лучше быть на селе Богданом, чем в городе Селифаном. Русск.

Коли не пирог, так и не пирожься. Русск.

Кулака у бар не засаливай. & Кушай, кум, да не засаливай уса! Русск.

Не берись унести весь мир на своей голове. Суахили.

Не становись соловьём, который в восторге от своих песен. & Не стань попугаем, что повторяет лишь звуки речений чужих. Персидск.

Не стремись быть первым во Вселенной. Китайск.

Не хватайся за хвост осла, думая, что это грива коня. Аварск.

Однодневная слава – не слава. Осетинск.

Слава – что сладость: пососал – и нет её. Русск.

У тебя зад голый, а ты ещё бубна требуешь. Курдск.

Сам из бедноты, а завещанье в три версты.
Испанск.

Болячки смазать масла нет, а ему пирожки жарь. Бенгальск.

В кармане нет ни копейки, а рассматривает зубы верблюда. Узбекск.

В кармане ни донга, а хочет есть самую дорогую хурму. Вьетнамск.

Денег мало, а мяса хочет много. Вьетнамск.

В свинарнике живёт, а по-барски кашляет. Белорусск.

В юрте нет даже ложки айрана, а дочь называют «Госпожа простокваша». Киргизск.

Дома есть нечего, а над дверью тент повесили. & Дома и овощей не имеет, а здесь кричит, что масло не подали. Бенгальск.

Дома каши не сварит, а в гостях лапшу режет. Татарск.

Рис2
[4]

Тандыр — печь-жаровня, мангал особого шарообразного или кувшинообразного вида для приготовления разнообразной пищи у народов Азии.

Дома ни горстки муки нет, а во дворе два тандыра. Узбекск.

На улице важничает, а дома кашу в миске из тыквы ест. Ассирийск.

Нечего пить, а любят крепкий чай, не на чем ездить, а любят иноходцев. Калмыкск.

Сидя голодным, пищу выбирает; оставшись пешим, коней выбирает. Казахск.

У самого даже айрана нет, а он ищет у другого кумыс (или: хочет по серебряному мосту идти). Татарск., турецк.

Живет в подклете (или: хлеве), а кашляет по-горнишному. Русск.

Лежит на соломе, а говорит с ковра. Русск.

На овине (или: рогоже) сидит, а про соболей рассуждает (или: кричит). Русск.

Рис2
[5]

Самый высокий минарет в мире - Джамаа-эль-Джазаир в Алжире высотой 265 метров.

Сидит на золе, а мыслями – на Кап-горе. Туркменск.

Мыслями – на троне, задницей – в грязи. Калмыкск.

На вид бедняк, а речь ведёт о слонах и конях. Индийск., непальск.

На грош амуниции, а на рубль амбиции. Русск.

На крыше соломы нет, зато в доме лампа горит. Бенгальск.

Находясь в лачуге, видит сновидения о замках. Индийск.

Ни кола, ни двора, а вереи точёные. Русск. Верея ‒ столб, на который навешивается створка ворот.

См. http://fraze.ru/index.php/frazeologizm/na-bukvu-n/ni-kola-ni-dvora

Пасёт пять коз, а свистит – всей округе слышно. Казахск.

Сам нищ, а требует риса с плодами бальзамки. Вьетнамск.

Спит в колодце, а видит себя на минарете. Азербайджанск., турецк.

Рис2

Хоть на телеге, а в те же ворота едет, что в карете. Русск.

Его и в сени не пускают, а он в комнату лезет. Осетинск.

Была в Москве, видела золотые маковки (т.е. около бар). Русск.

В кулак утирается, а руку подаёт. Русск.

В тени под навесом задыхается, а море переплыть собирается. Бенгальск.

Великий человек на малые дела. Русск. Говорят о бездарном, но тщеславном.

Взял в руки бич (или: кнут) и думает, что барин. Белорусск.

Деревня не признаёт, так сам себя деревенским сторожем назвал. Бенгальск.

Его в караван-то не пускали, а он сказал: «Я сяду на первого верблюда» (или: хвастает, как будет вьючить верблюда). Пуштунск.

Его из деревни выгоняют, а он в старосты просится. Грузинск.

Его из деревни гонят, а он говорит: «Отнесите мои вещи в дом старосты» (или: «Коня моего привяжите у дома старосты». Ассирийск., персидск.

Домогается должности цирюльника в надежде состричь царский хохолок. Тамильск.

Его сидящим не заметили, так он встал, чтобы себя показать. Абхазск.

К небу лестницу приставляет. Телугу.

Сам мал, а хочет вскарабкаться выше всех. Вьетнамск.

Как слон без хобота. Индонезийск. Говорят о развенчанном кумире.

Рис2

Лезет в волки, а хвост тёлки (или: собачий). Русск. Т.е. хочет быть, казаться кем-либо другим, но определённые черты, качества мешают, выдают.

См. http://fraze.ru/index.php/poslovitsy-pogovorki/poslov-na-bukvu-l/lezet-v-volki-a-khvost-sobachii

На вид мал, а одежды любит большие. Монгольск.

На показ до Москвы без спотычки пробежит. Русск.

Назвали братом, а он норовит уж и в отцы (или: в большие, старшие хочет). Русск.

Посадили к порогу, а он под святые (или: под образа, иконы) лезет. Русск.

Пустили (цыгана) в избу погреться, а он и за стол просится (или: норовит). Русск.

Пустили погреться, а он уж и детей крестить. Русск.

Не успел взобраться на одну гору, а уж зарится на другую. Вьетнамск.

Огонь на собственную крышу положил. Индонезийск. Говорят о человеке, подвергающем себя опасности из стремления прославиться.

Ради славы и в прорубь прыгнет. Удмуртск.

Сам не стоит и свинцовой монетки, а хочет, чтобы его несли в розовом паланкине. Вьетнамск.

Сам неуч, а жену хочет взять умную. Вьетнамск.

Сам стал чиновником, сам кричит, сам бьёт в тарелки, сам хвалится. Китайск.

Сам, как карлик, а руками к луне тянется. Бенгальск.

Стремился к славе – остался бесславным. Осетинск.

Тянулся за барами, да распрощался с амбарами. Русск.

Съел так много змей, что сам стал питоном. Персидск.

* * *

Счастье и стекло легко бьются. Адыгск.

Все великие поумирали, да и мне что-то нездоровится. Русск.

Рис2
[6]

Дворянином жить не можется, а смердом быть не хочется. Русск.

Живём в неге, а ездим в телеге. Русск.

И мы видали, как бояре (мёд) едали. Русск.

Пусть пощёчина, – но чтоб рука была в кольцах. Индонезийск.

Осёл думает, что это он (в караване) ведёт верблюда на поводу.
Казахск.

Рис2
[7]

Осёл впереди каравана задаёт шаг.

Белка упала с дерева и говорит: «Целый караван мяса с меня сошёл!». Курдск

Верблюда спросили о его ремесле, он ответил: «Торговля шёлком». Турецк.

У мула спросили: «Кто твой отец?» Он ответил: «Моя мать – лошадь» (или: «Конь – мой дядя»). Арабск., армянск., турецк.

Думала овца, что у неё хвост, как у жеребца. Русск.

Лошадь тянет арбу, а собака тянет её тень. Узбекск.

Собака бежит в тени стены и думает, что это её собственная тень. Персидск.

Собака на дворе-то не годилась, а на охоту спешила. Грузинск.

Собака пристроилась под телегой, и думает, что сидит в тени своего хвоста. Татск.

Собака сидит возле скирды сена и говорит: «Какая у меня тень большая». Армянск., ассирийск.

‒ Собака собаку в гости звала. – Нет, нельзя, недосуг. – А что? – Да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперёд забегать да лаять. Русск.

ГДЕ ПОДРАЖАНИЕ, ТАМ НЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
Индийск.

Рис2
[8]

Кто прикидывается овцой (или: ягненком), того волки сожрут. Немецк.

Лучше быть, чем казаться. (Mieux vaut être que paraître.) Французск.

Подражание – самая искренняя форма лести. (Imitation is the sincerest form of flattery.) Английск.

Подражатель, как эхо, проныра, как игла. Тувинск.

Человек подражает человеку в хорошей одежде, а не в дурных поступках. Креольск.

* * *

Когда жена раджи вышла на крышу дворца, сноха горшечника тоже поднялась на крышу хижины. Телугу.

Надел чужые перья.
Мексиканск.

Рис2
[9]

Ворона в павлиньих перьях. Русск., венгерск. Говорят о человеке, стремящемся занять более высокое общественное положение, или казаться лучше, умнее, чем он есть.

См. http://fraze.ru/index.php/frazeologizm/na-bukvu-v/vorona-v-pavlilnyh-peryah

Ворона, подражающая гусю. (Галуу hажааhан турлааг.) Бурятск.

Лиса, напускающая на себя грозный вид тигра. Японск.

Мяукает как кот, думает – соловьём поёт. Цыганск.

Прикинулся блохой, чтобы его убили тапком. Мексиканск.

Сокол – вороньи перья. Русск.

Соски есть и у кошки. Финск.

Увидев тигра, шакал разрисовал себя полосами.
Телугу.

Газель, захотевшая рычать подобно льву, надорвалась и умерла. & Заяц, вздумавший рычать подобно льву, лопнул от натуги. Амхарск.

Когда люди шерсть стирали, лисица хвост полоскала. Ингушск.

Женщины шерсть стирали, а лисица выстирала свой хвост. Чеченск.

Слон с лошадью в воду, а баран – глубока ли вода! Бенгальск.

Надела свинья хомут и думает – лошадь. Русск.

Слон резвится, а собака за ним. Вьетнамск.

Рис2
[10]

Верблюда (или: коня, лошадь, скакуна) подковывали (золотыми подковами) – и лягушка (или: осёл, блоха) лапку протянула. Русск., ...

Кузнец коня куёт, а лягушка туда же лапу суёт. Русск.

Не лезь, лягушка, туда, где коней куют. Белорусск.

Попыталась утка гоготать по-гусиному, да в котёл угодила. Ингушск.

Курица, попытавшаяся прокричать по-петушиному, лопнула. Ингушск., чеченск.

Вздумала сова с феей сравниться. Ассирийск., вьетнамск.

Сова объявила себя орлом и стала летать днём, да тут же и угодила в орлиные когти. Ингушск.

Ворона пыталась с гусем сравняться, да ногу сломала. Киргизск., шорск.

Ворона хотела научиться походке куропатки, да свою забыла. Арабск., турецк., персидск.

Ворона, погнавшись за гусем, обморозила себе ноги. Бурятск., монгольск., тувинск.

Ворона, подражая баклану (или: гусю), утонула. Калмыкск., японск.

Галуу hажаажа турлааг уhанда орожо γхэшθθ. Бурятск.

Рис2
[11]

Ворона, попытавшись изобразить походку куропатки, ходить разучилась. Турецк.

Как ворона не крякай – не станет ни уткой, ни цесаркой. Туркменск.

Потянулась ворона за гусаком, да в лужу плюхнулась. Каракалпакск.

Пошла ворона лебединой поступью и забыла, кто она есть. Индийск.

Сорока думала научиться походке соловья, да забыла свою собственную. Татарск.

Скворец хочет стать гарудой. Индонезийск. Гаруда — мифический царь птиц в индуистской и в буддийской традиции, получеловек и полуптица.

Глядя на трясогузку, воробей приплясывать пошёл. Бенгальск.

Решил воробей подражать вороне – и пах порвал. Узбекск.

Когда взлетают гуси, и мухи крылышки оправляют. Японск.

«Пашем!» – жужжит муха с воловьего уха. Испанск.

Сидя на роге возвращающегося с пахоты быка, муха гордилась: «Я еду с пахоты!». Ингушск.

Муравей стал летать подобно птице, и его галки съели. (Хъумпlэцlэджыр бзум зэпищlыжу лъатэри къуанщlэхэм яшхащ.) Черкесск.

Сокол парит в небе – и москит туда же. Индонезийск.

Всякая мокрица хочет летать, как птица. Русск.

Полог висит – и рваная циновка тоже; ароматические палочки дымят – и хворост за ними. Вьетнамск.

АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ

Кто гонится за славой, от того слава бежит; кто её избегает, за тем она вослед идёт. Талмуд.

Честолюбие сокрушает своего обладателя. Талмуд.

 

VI ‒ I вв. до н.э.

Ненасытное честолюбие помрачает ум человека, и он не замечает грозящих ему опасностей. Эзоп.

Тщеславие толкает человека к нелепому бахвальству и лицемерию. Эзоп.

Тень лавровых деревьев или опьяняет, или усыпляет нас. Пифагор Самосский.

Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать. Конфуций.

Лао-цзы
Статуя Лао Цзы, г. Цюаньчжоу, Китай. [279a]

Лао-цзы
«старый ребёнок»
‒ полулегендарный древнекитайский философ VI-V вв. до н.э., основоположник даосизма ‒ китайского традиционного учения, включающего элементы религии и философии.
Согласно легенде, он был зачат от солнечной энергии, собранной в пятицветной жемчужине, проглоченной его матерью и пробыл в ее утробе 81 год.

Мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других. Лао-цзы.

Слава есть приманка глупости, а благородство служит ей личиною. Диоген Синопский.

Тщеславие лишает разумного существованья. Демосфен.

Тщеславие – это низменное стремление к почёту. Феофраст (или Теофраст).

И превозносить, и поносить себя – одинаково нелепо. Марк Порций Катон.

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. Публилий Сир.

Знаки почёта лишь позорят того, кто их не заслуживает. Публилий Сир.

Люди хвалят то, чему в состоянии подражать. Марк Туллий Цицерон.

 

I ‒ XVI вв.

Никогда подражателю не сравниться со своим образцом. Копия всегда ниже оригинала. Сенека (Старший).

Бессильный гибнет, подражая сильному. Федр.

Мудрость освобождает умы от тщеславия. Сенека (Младший).

Частое подражание становится собственным нравом. Квантилиан.

Честолюбие само по себе, может быть, и порок, но оно часто является источником достоинства. Квантилиан.

Считаю крайней глупостью выбирать для подражания не самое лучшее. Плиний Младший.

Даже мудрецов жажда славы покидает в самую последнюю очередь. Тацит.

Почести меняют нравы, но редко в лучшую сторону. Плутарх.

Плутарх
[409a]

Плутарх из Херонеи
(ок. 45 ‒ ок. 127)
– древнегреческий философ, биограф, моралист.
Оставил после себя около 210 сочинений, значительная их часть благополучно дошла до нашего времени. Среди них сочинения, содержащие советы, как надо поступать, чтобы быть счастливым и преодолеть недостатки: «О чрезмерном любопытстве», «О болтливости», «Об излишней робости» и др.

У людей молодых, если их честолюбие поверхностно, слишком рано приобретённая известность и почёт гасят, как мне кажется, жажду славы и быстро утоляют её, рождая чувство пресыщения, натурам же глубоким и упорным почести придают блеск и побуждают к действию. Плутарх.

Когда ты сделал кому-нибудь добро и это добро принесло плоды, зачем ты, как безрассудный, домогаешься ещё похвалы и награды за своё доброе дело! Марк Аврелий Антонин.

Лучший способ защититься – не уподобляться. Марк Аврелий Антонин.

Не будем подражать порокам того, чьим достоинствам не можем следовать. Иероним Стридомкий.

Не будем подражать порокам того, чьим достоинствам не можем следовать. Иероним Стридомкий.

Едва лишь люди перестают бороться, вынуждаемые к борьбе необходимостью, как они тут же начинают бороться, побуждаемые к тому честолюбием. Никколо Макиавелли.

Честолюбие – такое сильное человеческое чувство, что как бы высоко мы ни забирались, мы никогда не испытываем удовлетворения. Никколо Макиавелли.

Тот, кто подражает дурному, всегда превосходит пример для подражания; и, наоборот, тот, кто подражает хорошему, всегда терпит неудачу. Франческо Гвиччардини.

Бог скорее простит удавившегося, чем погибшего ради тщеславия. Иоанн IV Васильевич.

Говорить о себе, превознося себя, лучше, чем ты есть на деле, не только всегда – тщеславие, но также нередко и глупость. В основе этого порока лежит, по-моему, чрезмерное самодовольство и неразумное себялюбие. Мишель де Монтень.

Желание славы свойственно всем людям. Мы как бы умножаем своё существо, когда можем запечатлеть его в памяти других. Мишель де Монтень.

Когда жалкие, карликовые душонки пыжатся и лопаются от спеси, и думают, что покрывают славой своё имя, то, чем выше они пытаются задрать голову, тем больше выставляют напоказ свою задницу. Мишель де Монтень.

 

XVII вв.

Очень редко, а вернее – никогда не бывает так, чтобы наше честолюбие не приносило вреда другому. Мигель де Сааведра Сервантес.

Бэкон
[70a]

Фрэнсис Бэкон
(1561 ‒ 1626)
‒ английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма. Один из первых крупных философов периода Позднего Возрождения и начала Нового времени.

Известность есть скорее результат желания выставить себя напоказ, нежели истинной заслуги, некоторой насыщенности, нежели действительного величия. Фрэнсис Бэкон.

Славолюбивый человек служит игрушкой для умных, кумиром для глупцов, добычей для паразитов и рабом собственного тщеславия. Фрэнсис Бэкон.

Тщеславные люди вызывают презрение мудрых, восторг у глупцов, являются идолами для паразитов и рабами собственных страстей. Фрэнсис Бэкон.

Честолюбие подобно желчи, которая способствует в людях живости, проворству и рвению в делах, если не преграждать ей выхода. В противном случае она перегорает, обращаясь в губительный яд. Фрэнсис Бэкон.

Тщеславие, эта нестерпимая, мучительная жажда успеха, есть великая пытка для ума и состоит из зависти, гордости и алчности. Это высокое безумие, сладкий яд. Роберт Бертон.

Люди честолюбивые трудятся, а удовлетворения не получают. Им не понять, отчего люди, не хвастающие способностями, праздны и живут в своё удовольствие. Хун Цзычен.

Преодоление всего пошлого – вот в чём человеческое величие. Но нарочитое стремление к величию делает человека не великим, а вздорным. Хун Цзычен.

Честолюбие и гордыня – обманчивое возбуждение духа. Стоит это возбуждение унять, как проступают истинные свойства натуры. Хун Цзычен.

Даже необыкновенная красота не на пользу доброй славе: привлекая взоры, стесняет. Тем паче – странности осуждаемые. Но иным лестно прогреметь хоть бы пороками, стараются поразить недостойным, дабы удостоиться бесславной славы. Бальтасар Грасиан-и-Моралес.

Тщеславная суетливость всегда несносна, в делах же смехотворна. Бальтасар Грасиан-и-Моралес.

Люди живут в таком полном непонимании суетности человеческой жизни, что приходят в полное недоумение, когда им говорят о бессмысленности погони за почестями. Ну, не поразительно ли это! Блез Паскаль.

Славолюбие – самое низменное чувство человека и вместе с тем самое неоспоримое доказательство его высокого достоинства, ибо, даже владея всеми насущными благами, он не знает довольства, если не окружён уважением ближних. Блез Паскаль.

Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать. Бенедикт Спиноза.

Спиноза
[485a]

Бенедикт Спиноза
(1632 – 1677)
– великий нидерландский философ.
Его имя носит самая престижная в Нидерландах премия за выдающиеся научные достижения

Стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием. Бенедикт Спиноза.

Честолюбие есть чрезмерное желание славы. Бенедикт Спиноза.

Даже самые бурные страсти порою дают нам передышку, и только тщеславие терзает нас неотступно. Франсуа де Ларошфуко.

Жажда славы, боязнь позора, погоня за богатством, желание устроить жизнь удобно и приятно, стремление унизить других – вот что нередко лежит в основе доблести, столь превозносимой людьми. Франсуа де Ларошфуко.

Люди охотно молчат, если тщеславие не побуждает их говорить. Франсуа де Ларошфуко.

Люди часто изменяют любви ради честолюбия, но потом уже никогда не изменяют честолюбию ради любви. Франсуа де Ларошфуко.

Мы так нетерпимы к чужому тщеславию, что оно уязвляет наше собственное. Франсуа де Ларошфуко.

Ничто так не льстит нашему самолюбию, как доверие великих мира сего; мы принимаем его как дань нашим достоинствам, не замечая, что обычно оно вызвано тщеславием или неспособностью хранить тайну. Франсуа де Ларошфуко.

Разновидностей тщеславия столько, что и считать не стоит. Франсуа де Ларошфуко.

Самое большое честолюбие прячется и становится незаметным, как только его притязания наталкиваются на непреодолимые преграды. Франсуа де Ларошфуко.

То, что мы принимаем за благородство, нередко оказывается переряженным честолюбием, которое, презирая мелкие выгоды, прямо идёт к крупным. Франсуа де Ларошфуко.

Тщеславие заставляет нас поступать противно нашим вкусам гораздо чаще, чем требование разума. Франсуа де Ларошфуко.

Для человека, желающего возвыситься, любая слава лучше, нежели безвестность. Жан де Лабрюйер.

Лабрюйер
[273a]

Жан де Лабрюйер
(1645 – 1696)
– знаменитый французский моралист.
В его произведениях современники узнавали в большинстве портретов разных выдающихся людей того времени. До сих пор не угас интерес к его книгам, благодаря точности изображения людей и нравов эпохи

Ложная скромность – это крайне утончённое тщеславие; вследствие её человек не кажется тщеславным, а, напротив, заставляет ценить в себе мнимую добродетель, противоположную тому пороку, который лежит в его характере; ложная скромность – это обман. Жан де Лабрюйер.

Найти тщеславного человека, считающего себя достаточно счастливым, так же трудно, как найти человека скромного, который считал бы себя чересчур несчастным. Жан де Лабрюйер.

Неблагодарное ремесло избрал тот, кто пытается создать себе громкое имя: жизнь его подходит к концу, а работа едва начата. Жан де Лабрюйер.

Порою ложная скромность – это всего лишь тщеславие, ложная храбрость – это легкомыслие, ложная величавость – это суетность, ложная добродетель – это лицемерие, ложное благонравие – это чопорность. Жан де Лабрюйер.

Раб зависит только от своего господина, честолюбец – от всех, кто способен помочь его возвышению. Жан де Лабрюйер.

Служить шутом у одного человека – достаточно плохое занятие; но одержимый тщеславием – всеобщий шут. Уильям Пенн.

Если многие научные познания не успели сделать человека более умным, то весьма естественно делают его тщеславным и заносчивым. Джозеф Аддисон.

 

XVIII в.

В каждом человеке ровно столько тщеславия, сколько ему недостаёт ума. Александр Поуп.

Тщеславие скорее есть признак ничтожества, нежели величия. Джонатан Свифт.

Ничто так не унижает человека, не делает его таким жалким, как тщеславие, оно ярчайшая примета посредственности. Люк де Вовенарг.

Вовенарг
[90a]

Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг
(1715 ‒ 1747)
‒ французский философ, моралист и писатель.
Превозносил храбрость и стойкость в отдельных людях и гуманность в отношениях людей между собой, не допускаел существования ни безусловных добродетелей, ни безусловных пороков, и потому полагаел, что люди прежде всего должны быть снисходительны.

Пылкое честолюбие с самой юности изгоняет из нашей жизни всякую радость: оно хочет править единовластно. Люк де Вовенарг.

Трусу приходится глотать меньше оскорблений, нежели тому, кто честолюбив. Люк де Вовенарг.

Тщеславие есть самое естественное свойство людей, и вместе с тем оно-то и лишает людей естественности. Люк де Вовенарг.

Тщеславные люди – плохие дипломаты: они не умеют молчать. Люк де Вовенарг.

Безрассудство и тщеславие рождают гораздо больше потребностей, чем природа. Генри Филдинг.

Любовь к славе есть лишь желание нравиться себе подобным. Клод Гельвеций.

Любовь к славе часто подогревает добродетель, заставляет не бояться королей, казней, смеяться над сладострастием и богатством. Клод Гельвеций.

Мы бываем тщеславными, заносчивыми и, следовательно, несправедливыми всегда, когда представляется возможным делать это безнаказанно. Поэтому каждый человек воображает, что нет части света, в этой части света – государства, в этом государстве – провинции, в этой провинции – города, в этом городе – общества, равного его обществу, и что в этом своём обществе он – наилучший человек, а в конце концов он поймает себя на признании, что он первый человек в мире. Клод Гельвеций.

На заре жизни мы способны на самую сильную любовь к славе. В эту пору мы ощущаем в себе пламенные зародыши добродетелей и талантов. Сила и здоровье, текущие по нашим жилам, сообщают нам чувство бессмертия; нам кажется, что годы протекают с медлительностью веков; мы знаем, что мы смертны, но не ощущаем этого и поэтому тем горячее стремимся заслужить уважение потомства. Клод Гельвеций.

Тщеславие вызывает отвращение у всех по той простой причине, что оно всем без исключения свойственно, а два тщеславия не сойдутся никогда. Честерфилд.

У каждого человека есть свои стремления, своё честолюбие; разница только в том, что у людей глупых честолюбие тоже бывает глупым и устремлено не туда, куда следует, у людей же умных честолюбие законно и достойно всяческой похвалы. Честерфилд.

Честолюбие человека умного и порядочного заключается в том, чтобы выделиться среди других своим добрым именем и быть ценимым за свои знания, правдивость и благородство – качества, которые нигде не могут быть куплены, а могут быть приобретены только теми, у кого ясная голова и доброе сердце. Честерфилд.

Человеку, который долго говорит о себе, трудно избежать тщеславия. Дэвид Юм.

Хорошее подражание – самая безупречная оригинальность. Вольтер.

Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то наверняка этот кто-нибудь был дурак. Жан-Жак Руссо.

Руссо
[447a]

Жан-Жак Руссо
(1712 ‒ 1778)
‒ французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения, музыковед, композитор и ботаник.
Разработал прямую форму правления народа государством (прямую демократию) , которая используется и по сей день, например, в Швейцарии.

Тщеславие человека бывает источником величайших его бедствий. Жан-Жак Руссо.

Подражать – значит завидовать. Готхольд Лессинг.

Никто не достиг величия благодаря подражанию. Сэмюэл Джонсон.

Тщеславие есть не что иное, как несвоевременная попытка получить громкую известность, прежде чем мы заслужили её. Адам Смит.

Гордость, обедающая тщеславием, получает на ужин презрение. Бенджамин Франклин.

Добровольное подражание – первое рабство. Каждый имеет свой естественный собственный характер; пусть он и остаётся при нём со всеми его достоинствами и недостатками, но зато он не будет рабской, лишённой энергии копией. Оноре де Мирабо.

Лишь тот, кто глубоко изучил нравы, умеет распознать все приметы, отличающие гордость от тщеславия. Первая высоко держит голову, невозмутима, отважна, спокойна, непреклонна; второе низменно, не уверено в себе, трусливо, суетливо и переменчиво. Гордость как бы прибавляет людям росту, тщеславие лишь раздувает их. Николя де Шамфор.

Любовь – милое безумие; честолюбие – опасная глупость. Николя де Шамфор.

Порядочному человеку не подобает гнаться за всеобщим уважением: пусть оно придёт к нему само собою и, так сказать, помимо его воли. Николя де Шамфор.

Тщеславие – свойство натур слабых и порочных, тогда как разумное самолюбие присуще людям вполне порядочным. Николя де Шамфор.

Честолюбие воспламеняет низменные души гораздо легче, нежели возвышенные: омет соломы или хижина загораются быстрее, чем дворец. Николя де Шамфор.

Тщеславие не только парит, но и пресмыкается. Эдмунд Берк.

Глупость и тщеславие – неразлучные подруги. Бомарше.

Делать нечто прямо противоположное – одна из разновидностей подражания. Георг Лихтенберг.

 

XIX в.

Ни один человек, желавший достичь величия, не достигал его. Антуан Ривароль.

Ривароль
[434a]

Антуан Ривароль
(1753 ‒ 1801)
‒ французский писатель

Большое честолюбие издавна превращало благоразумных в безумцев. Иммануил Кант.

Тщеславие – это желание снискать почтение других за то, что совсем не составляет человеческого достоинства. Иммануил Кант.

Мелкое честолюбие гораздо охотнее подчиняется суровому ярму принуждения, чем кроткой власти сильного духа. Иоганн фон Шиллер.

Тщеславный так полон самим собою, что в нём нет места ничему другому. Томас Пейн.

Самая могущественная страсть – тщеславие. Спаси меня от этой страсти, и я сам избавлюсь от остальных. Ричард Шеридан.

Те, что ищут счастья в тщеславии и развлечении, походят на людей, предпочитающих свет свечки сиянию солнца. Наполеон I Бонапарт.

О славе можно сказать то же, что и о фортуне: желая получить от неё слишком много милостей, попадают к ней в немилость. Пьер Буаст.

Парнас опустел бы, если бы оттуда прогнали подражателей. Пьер Буаст.

Буаст
[67a]

Пьер-Клод-Виктор Буаст
(1765 – 1824)
– французский ученый, составитель словарей.
Более всего известен как составитель и редактор «Универсального словаря французского языка».

Пьедестал, который человек возводит с поспешностью для своего изваяния, часто превращается в лобное место. Пьер Буаст.

Статуи, воздвигаемые живым, сделаны из снега и тают в лучах правды. Пьер Буаст.

Тщеславие доводит до того, что заставляет говорить глупости, лишь бы обратить на себя внимание. Пьер Буаст.

Тщеславие предпочитает клевету молчанию, но забвение душит его. Пьер Буаст.

У гордости может быть благородное великодушие; у тщеславия никогда ничего не бывает, кроме низкой зависти. Пьер Буаст.

Человек, упоённый похвалами, должен и говорить, и делать глупости. Пьер Буаст.

Честолюбие во все времена надевало на себя личину общественного блага или религии для того, чтобы морочить людей. Пьер Буаст.

Обидчивость – порождение тщеславия, гордость её не знает. Карл Вебер.

Копия никогда не бывает столь совершенной, как оригинал. Уильям Гэзлитт.

Тот, кто приходит к мысли о собственном величии, имеет очень невысокое понятие о величии. Уильям Гэзлитт.

Слава подобна солнцу – она светится собственным светом; честь подобна земле, отражающей заимствованные лучи; тщеславие – это луна и маленький спутник чести. Карл Людвиг Берне.

Любовь к славе может сотворить только великого героя, презрение к славе порождает великого человека. Шарль де Талейран.

Взирая на высоких людей и на высокие предметы, придерживай картуз свой за козырек. Козьма Прутков.

Слава – это яд, который следует принимать малыми дозами. Оноре де Бальзак.

Там, где замешано честолюбие, нет места чистосердечию. Оноре де Бальзак.

Тщеславие, без сомнения, принесло гораздо больше пользы цивилизации, чем скромность. Уильям Вордсворт.

Раны, нанесенные тщеславию, дольше сочатся кровью, чем раны, нанесенные сердцу. Томас Маколей.

В нашем доверии к другим весьма часто главную роль играют косность, себялюбие и тщеславие. Косность – когда мы, чтобы не действовать самим, охотнее доверяемся другому. Себялюбие – когда мы поверяем что-нибудь другому, соблазнившись потребностью говорить о своих делах и обстоятельствах. Тщеславие – когда доверие может оказаться нам на пользу. Артур Шопенгауэр.

Шопенгауэр
[601a]

Артур Шопенгауэр
(1788 – 1860)
– выдающийся немецкий философ.
Как и многие другие философы, много времени проводил за чтением книг: «Не будь на свете книг, я давно пришёл бы в отчаяние…». Однако весьма критически относился к чтению: «… чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения заимствует чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы додумался до них сам, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает черпать идеи из внешних источников, а не из собственной головы».

Гордость есть внутреннее убеждение человека в своей высокой ценности, тогда как тщеславие есть желание вызвать это убеждение в других, с тайной надеждой усвоить его впоследствии самому. Артур Шопенгауэр.

Рыцарская честь – порождение высокомерия и глупости. Артур Шопенгауэр.

Стиль – физиономия ума, менее обманчивая, настоящая физиономия. Подражать чужому стилю – всё равно что носить маску. Напыщенность стиля походит на гримасничанье. Артур Шопенгауэр.

Тщеславие делает человека болтливым. Артур Шопенгауэр.

Часто удовлетворение тщеславия происходит за счёт отказа от счастья. Уильям Теккерей.

Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнается и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. Д.И. Писарев.

Тщеславен только тот, кто восхищается своей личной красотой, а не человеческой красотой вообще. Людвиг Фейербах.

Глупость и тщеславие вечно идут рука об руку. Эдвард Бульвер-Литтон.

Есть две вещи, которых мудрый человек должен избегать: это слава и любовь. Эдвард Бульвер-Литтон.

Как белки в колесе, птицы в клетке, собаки на цепи, честолюбивые люди упорно и с неослабевающим волнением карабкаются всё вверх и вверх, но никогда не добираются до вершины. Эдвард Бульвер-Литтон.

Иные могли бы иметь куда больше достоинств, если бы к ним не стремились нарочито. Гюстав Флобер.

Всякий человек себялюбив: тщеславный же в себя влюблен и, как влюблённый, обожает то, что другие не считают достойным внимания. Бертольд Ауэрбах.

Многие люди преуспели бы в малых делах, если бы их не терзало большое честолюбие. Генри Лонгфелло.

Будьте собой, никогда не подражайте. Ральф Эмерсон.

Эмерсон
[613a]

Ральф Уолдо Эмерсон
(1803 – 1882)
‒ американский эссеист, поэт, философ, пастор, лектор, общественный деятель; один из виднейших мыслителей и писателей США

Подражатель обрекает себя на безнадёжную посредственность. Ральф Эмерсон.

Того, кого увлёк демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать, и он бросается туда, куда его влечёт непреодолимая сила: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это решают случай и иллюзия. Карл Маркс.

Тщеславие – страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих. Виктор Гюго.

Тщеславие имеет свою лицевую и оборотную сторону: лицевая сторона – это глупый негр, любящий пёстрые побрякушки, а обратная – дурак в образе философа, ходящего на костылях. Я плачу о первом и смеюсь над вторым. Виктор Гюго.

Есть люди, меняющие честь на почести. Альфонс Жан Карр.

Тщеславный человек всегда бывает низок. П.И. Чайковский.

Человек всегда гордится тем, что начертал где-то своё имя, хотя бы на коре дерева, и всегда приходит в удивление, когда больше не находит его. Александр Дюма (сын).

Тщеславие носят при себе как мешок с деньгами; гордость, наоборот, носят в себе. Альфонс Доде.

 

XX в.

Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеличивается уязвимость, болезненность. Л.Н. Толстой.

Толстой Л.Н
Портрет кисти Б.В. Щербакова. [514a]

Граф Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)
– великий русский писатель, мыслитель, публицист.

Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других – он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим. Л.Н. Толстой.

Тщеславие, забота о славе людской – это последнее снимаемое платье. Трудно его снять, а тяготит оно ужасно; потому что более всего мешает свободе души. Л.Н. Толстой.

Честолюбие – последнее прибежище неудачника. Оскар Уайльд.

Всякий жаждущий славы должен заблаговременно расстаться с почётом и освоить нелегкое искусство – уйти вовремя. Фридрих Ницше.

Люди, стремящиеся к величию, суть по обыкновению злые люди: таков их единственный способ выносить самих себя. Фридрих Ницше.

Стремление к величию выдаёт с головой: кто обладает величием, тот стремится к доброте. Фридрих Ницше.

Тщеславие есть кожа души. Фридрих Ницше.

Тщеславному человеку важно не мнение других, а его собственное мнение об их мнении. Фридрих Ницше.

Чужое тщеславие приходится нам не по вкусу только тогда, когда оно задевает наше тщеславие. Фридрих Ницше.

Самые несносные люди – это провинциальные знаменитости. А.П. Чехов.

Тщеславие – соль жизни. Жюль Ренар.

Нет меры тщеславия, есть лишь мера умения скрывать его. Марк Твен.

Хотеть быть чем-то другим, а не самим собой – значит хотеть стать ничем. В.О. Ключевский.

Граф
[146a]

Артуро Граф
(1848–1913)
‒ итальянский поэт, писатель, литературовед.

Если ты стараешься нравиться всем, ты кончишь тем, что не будешь нравиться никому. Артуро Граф.

Говорят, нет более искренней лести, чем подражание. Г. Джеймс.

Неподражаемое как раз и вызывает большинство подражателей. Мария фон Эбнер-Эшенбах.

Подражателей обычно манит неподражаемое. Мария фон Эбнер-Эшенбах.

Человек тщеславный и слабый в каждом видит судью; гордый и сильный не знает никакого судьи, кроме себя самого. Мария фон Эбнер-Эшенбах.

Из всех иллюзий, которые могут возникнуть в больном мозгу, слава – самая нелепая и самая гибельная. Анатоль Франс.

Большинство из нас похожи на того петуха, который воображал, что солнце встаёт каждое утро единственно для того, чтобы послушать, как он поёт. Джером Клапка Джером.

Подражатель – это тот, кто ничего не открывает, ничего не создаёт, лишь заимствует свой духовный мир у современников, и одежды своих идей шьёт из лоскутков, отхваченных от платьев предшественников. Джебран.

Скромность – право художника, тщеславие составляет его обязанность. Карл Краус.

Через своих подражателей многие доказали, что они не оригинальны. Карл Краус.

Горький
[144a]

Максим Горький
(при рождении Алексей Максимович Пешков)
(1868 – 1936)
– русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Слава – жидкость мутного цвета, кисловатого вкуса, и в большом количестве она действует на слабые головы плохо, вызывая у принимающих её тяжелое опьянение, подобно пивному. Принимать эту микстуру следует осторожно, не более одной чайной ложки в год; усиленные дозы вызывают ожирение сердца, опухоли чванства, заносчивости, самомнения, нетерпимости и вообще всякие болезненные уродства. Максим Горький.

Стремление человека быть центром общего внимания людей – пагубно для него, ибо ничто не умертвляет душу так быстро, как жажда нравиться людям. Максим Горький.

Учитесь у всех, не подражайте никому. Максим Горький.

Глупость, не подкрепленная честолюбием, не даёт никаких результатов. Бернард Шоу.

Стремление к славе – наивысшая форма суетности. Джордж Сантаяна.

Приспособляясь, люди хотят сохранить себя и в то же время теряют себя. М.М. Пришвин.

Стремление к собственной значительности является одной из главных черт, отличающих человека от животного. Дейл Карнеги.

Прижизненная слава – вещь сомнительная; мудро поступит тот, кто не позволит ей ни ослепить, ни даже взволновать себя. Пауль Манн.

Если ты веришь в своё дело и непрестанно работаешь – у тебя не может быть разочарования, разве что ты слишком падок до славы. И только не можешь примириться с тем, как мало времени отпущено тебе на жизнь и на то, чтобы сделать своё дело. Эрнест Хемингуэй.

Сколько недоразумений проистекает из того, что люди смотрят на свои привилегии как на награды. Жильбер Сесброн.

После купания в лучах славы рекомендуется принять освежающий душ. А.А. Трушкин.

__________

1. https://i.pinimg.com/736x/d7/7b/c3/d77bc30d16495c980b4027d4da38dd2e--mirror.jpg

2. https://bloger51.com/wp-content/uploads/2011/01/Yeti-bar.jpg

3. https://artspecter.ru/wp-content/uploads/2020/04/artspecter-4.jpg

4. https://02.img.avito.st/image/1/Izbd17a7j9_ZfG3el5sZJ0p0idl9do3bc8aFPWh0

5. https://d279m997dpfwgl.cloudfront.net/wp/2015/02/0203_mosque.jpg

6. https://stihi.ru/pics/2018/11/12/6593.jpg

7. https://s3.nat-geo.ru/images/2019/5/17/76926e71cc4a44fcbaace467a5dfe4b6.max-1200x800.jpg

8. https://pixy.org/src/156/1564022.jpg

9. https://r1.mt.ru/r14/photo0ABE/20110326327-0/jpg/bp.jpeg

10. https://clip.inspirational-e-quotes.com/sites/default/files/clipart/154829/free-vintage-clipart-154829-4716513.jpg

11. https://stihi.ru/pics/2020/09/28/5242.jpg

67a. https://i.pinimg.com/736x/11/8a/5e/118a5e06f1ace100a51265b732f3df46.jpg

70a. https://www.kontainer.su/wp-content/uploads/2017/06/4-43.jpg

90a. http://img-fotki.yandex.ru/get/6834/311695.557/0_9d002_a69a093e_orig.jpg

144a. http://vernisage-gallery.ru/d/neizvestnyj_avtor_maksim_gorkij_gkg_250.jpg

146a. http://s.frasesgo.com/images/frases/a/frase-la_civilizacion_es_una_terrible_planta_que_no_vegeta_y_no_fl-arturo_graf.jpg

273a. http://www.hellenicaworld.com/France/Literature/FPGuizot/en/5/633.jpg

279a. http://thelomov.thelomov.lclients.ru/wp-content/uploads/2013/07/Laozi_002.jpg

409a. http://ogurcova-portal.com/wp-content/uploads/2013/02/54068431_Plutarch.jpg

434a. https://img-fotki.yandex.ru/get/9495/311695.51d/0_9a65d_2a0c486d_XL.jpg

447a. http://obshe.net/upload/000/u11/6e/4e/2845d772.jpg

485a. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ea/Spinoza.jpg

514a. http://a4format.ru/index_pic.php?data=photos/41c207ec.jpg

601a. http://catholicreviewofbooks.com/wp-content/uploads/2015/10/schopen.jpg

613a. http://static.squarespace.com/static/50f35215e4b0a42e43ee471d/50f76c22e4b02bfbe3dca088/50fa549ae4b01072fd2cb2d3/1358582938894/Ralph_Waldo_Emerson_ca1857_retouched.jpg