О противоречивости личности

УЧЕБНАЯ МЕДИАТЕКА

О противоречивости личности

Человек – личность противоречивая;
людей, обладающих только достоинствами или только недостатками, нет.

Оценивать людей односторонне, лишь по своему разумению – плохо.

КАЖДЫЙ НЕДОСТАТОК ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ НЕКОТОРЫЕ ДОСТОИНСТВА,
И КАЖДОЕ ДОСТОИНСТВО – НЕКОТОРЫЕ НЕДОСТАТКИ

И добро и зло – в твоём сердце

Мы не ангелы

Один день он – человек, другой день – зверь

ВСЯК МЕРИТ (ВСЁ) НА СВОЙ АРШИН

Всего на свой аршин не меряй

Заладил как сорока Якова одно про всякого

АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ

КАЖДЫЙ НЕДОСТАТОК ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ НЕКОТОРЫЕ ДОСТОИНСТВА,
И КАЖДОЕ ДОСТОИНСТВО – НЕКОТОРЫЕ НЕДОСТАТКИ.
Французск.

Бережливость впадает в скупость, а щедрость – в расточительство. Русск.

Бывает, что в чём-то пригодится и человек, за которого в другой раз не дал бы и двух пятаков. Ингушск.

Непорядочность или благородство в самом человеке, как родник. Ингушск.

Каждая травинка заключает в себе и лекарство, и отраву; каждый человек – и хорошее, и плохое. Ингушск.

В каждом сердце и жар, и холод. Турецк., украинск.

Есть у каждого человека и прок и упрёк; и где прока больше, там на упрёк не смотрят. Молдавск.

И плохой не всегда плох. & Одна добрая черта и у дурня бывает. Русск., осетинск.

Из костей сложена эта крепость – тело; мясо и кровь скрепляют её; старость и смерть, тщеславие и обман обитают в ней. Индийск.

Каждый человек какие-то способности имеет, а каких-то способностей не имеет. Японск.

Конь, оружие, наука, лютня, речь, мужчина и женщина бывают хороши или дурны – всё зависит от того, как с ними обращаются. Индийск.

На семь пороков семь добродетелей приходится. Кубинск.

На тысячу слепых приходится тысяча зрячих. Японск.

Не было, нет, и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы. Индийск.

Рис2
{1}

Про людей никогда не известно, где в них кончается ангел и начинается дьявол. Еврейск.

Сколько достоинств у человека, столько и недостатков. Индийск.

Только добрых и только злых людей не бывает. Карельск.

У человеческого сердца две стороны: одна из них доброжелательная, а другая – нет. Басото.

Умён человек, – и всё же он служит царю, поглощает отраву и наслаждается женщинами. Индийск.

Человек – либо божье создание, либо падаль. Еврейск.

Человек – не более, чем человек, а иногда и того меньше. Еврейск.

Рис2
{2}

Человек при первой встрече – змея, при второй – кулан, при третьей – человек. Казахск. Кулан— вид из семейства лошадиных; внешне напоминает осла, но имеет немало общих признаков с лошадью, из-за чего его нередко называют полуослом.

Всеми достоинствами никто не отмечен. Осетинск.

Без недостатка только Бог, без грязи – только вода. Русск., казахск.

Без недостатков даже брата не бывает. Ингушск.

Безгрешного человека на свете нет. Русск.

В каждом человеке есть волчьей шерсти клок. Русск.

Горбатый вынужден носить свой горб. Еврейск.

Даже на солнце (или: на луне) есть (чёрные) пятна. & И солнце (или: луна) не без пятен. Русск., …

There are spots even in the sun. Английск.

И у блестящего солнца есть пятна, и у хорошего человека есть недостатки. (Наран хэршье ялагар hаа, нγрθθтэй байдаг, хун хэршье hайн hаа, хирэтэй байдаг.) Бурятск.

Пятна на луне скорее бросаются в глаза, чем блеск; достоинства не так бросаются в глаза, как пороки. Русск., индийск.

Рис4
{3}

По мнению ученых, солнечные пятна – области поверхности Солнца, где температура примерно на 1500 градусов ниже окружающих областей с температурой около 6000 градусов, и потому они кажутся темнее. Великий итальянский физик и астроном Галилеео Галилей, по-видимому, первым среди исследователей понял, что пятна являются частью солнечной структуры, и это позволило ему открыть вращение Солнца и вычислить его период.

Рис4
{4}

Пятна на Луне или "лунные моря" впервые были нанесены на карту Луны в 1651 году итальянским астрономом Джованни Риччоли и итальянским физиком Франческо Гримальди. Воды, как выяснилось позже, в них не было, но термин "море" и приведённые на карте названия морей сохранились по сей день. Моря представляют собой низменности (например, Море Дождей расположено на 3 км ниже окружающей местности) с ровным дном, залитые затвердевшей лавой. Лава имеет более тёмный цвет, чем остальная поверхность Луны.

Если у джигита обнаружен порок, его высокий рост становится низким. Киргизск.

Есть ли в мире ворон без пятна! Таджикск.

Нет болота (или: озера) без лягушек, человека без грехов (или: недостатков). Русск., казахск., киргизск.

Нет леса без кривого дерева, нет человека без недостатков. Китайск., турецк

Рис4
{5}
Рис4
{6}

На фото деревья в польском "Кривом лесу". Лес был посажен в 1930-34 годах для эксперимента по производству "предварительно изогнутой" древесины, удобной для производства гнутой мебели, лодок, саней, деталей кораблей и т.п. Вторая мировая война 1939-1945 годов перечеркнула планы лесников… Теперь деревья в производство уже никто не пустит – они охраняется государством как памятник природы.

Рис2
{7}

Нет розы без шипов. Русск., …

Пятна у пегого скота снаружи, пятна у дурного человека внутри. Казахск.

Рыба не без кости, человек не без злости. Русск., белорусск.

Тыква не бывает абсолютно круглой, человек не бывает абсолютно совершенным. Китайск.

И дочь хана не без недостатков. Казахск.

И у дочери муллы есть недостатки. Татарск.

Изъяны можно найти и у дочери кади. Турецк. Мулла – мусульманский священник. Хан – титул монарха, правителя, владетельного лица, а также почетный дворянский титул, равный княжескому, в некоторых восточных странах. Кади – духовный судья у мусульман.

И прекрасное ущелье не без провалов. Крымскотатарск.

Изъяны коня – снаружи, пороки человека – внутри. Китайск.

И святые имеют недостатки. Мексиканск.

И у ангела пять недостатков. Японск.

Нет пророка без порока. Русск. Пророк (здесь) – в религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории – прошедшее, настоящее и будущее. Исайя, Иеремия, Даниил, Иезекииль – четыре великих ветхозаветных библейских пророков.

Ни праведника без порока, ни грешника без покаяния. Русск.

Рис4
{9}

Рафаэль ‒ фреска "Пророк Исайя"

Рис4
{10}

Микеланджело ‒ фреска "Пророк Иеремия"

Рис4
{11}

Микеланджело ‒ фреска "Пророк Даниил"

Рис4
{12}

Микеланджело ‒ фреска "Пророк Иезекииль"


Кто будет предотвращать злодеяния, если тот, кто обязан бороться с пороками, сам им подвержен! Египетск.

Не бывает и красавиц (или: красивого человека) без изъяна. Русск., зулу., турецк.

Недостатки всем не сладки. Русск.

Рис2
{13}

Нет Касьяна без изъяна. Русск. Родившемуся в день святого Касьяна 29 февраля приходится праздновать день рождения только один раз в четыре года.

Нет людей (или: ничего) без недостатков. Русск., ...

Every man has his faults. Английск.

Kein Vorteil ohne Nachteil. Немецк.

Быд мортлöн кыткö-мыйкö оз судзсьы. Коми.

Один всеми доблестями не овладеет. Русск.

От запада до востока нет человека без порока. Русск.

Счастлив тот, кто без порока живёт. Русск.

У каждого своя вошь, а тот, кто говорит, что у него не одной, у того – две. Латышск.

У каждого человека есть свои достоинства. Корейск.

У каждой лодки своя червоточина. Венгерск.

Человек – не ангел (или: не Бог). Русск., ...

Человек не скотина – недолго испортить. Русск.

И добро и зло – в твоём сердце.
Японск.

Кто ищет друзей без недостатков, останется без друзей. Русск., ...

Не ищи рыбы без костей, не ищи человека без недостатков. Русск., удмуртск.

Помни, что человек тоже животное, только умное. Индейск.

Хорошее и злое – всё из тебя растёт, любая мысль в твоей душе берёт начало. Персидск.

Мы не ангелы.
Венгерск.

Рис2
{14}

Художник М.И. Русанова.

Весь, как есть, с начинкой и с потрохами. Русск.

И дурное во мне моё, и хорошее во мне моё. & И моё плохое, и моё хорошее – моё. Осетинск.

Каково есть, таково и в люди несть. Русск.

Принимайте нас такими, какие есть. (Take us as you find us.) Английск.

Пьём, едим, как люди, чем мы не люди. Русск.

Что ни человек, то и я. Русск.

Все (мы) люди, все (мы) человеки. Русск.

Все мы дети Адама и Евы. (Tutti siamo figli di Adamo ed Eva.) Итальянск.

Все мы по пояс (т.е. наполовину) люди, а там скоты. Русск.

Кто богу не грешен, кто царю не виноват! Русск.

Не человека ненавижу, а его пороки. Греческ.

От поэта, врача и сумасшедшего, у каждого из нас есть понемногу. Мексиканск.

Создал Бог человека – да и сам раскаялся. Белорусск.

 

Рис3{15}
Согласно библейскому преданию Адам создан из глины, а Ева – из его ребра! Но, в изобразительном искусстве разных эпох, как светском, так и церковном, изображаются Адам и Ева с пупком, то есть со следами естественного рождения. Это противоречит преданию и было предметом многолетних споров...

На фото репродукция плотна А.И. Иванов "Адам и Ева с детьми под деревом"

Один день он – человек, другой день – зверь.
Дуала.

То не порок, что хвост короток. Русск.

Хоть он и свинья (или: скотина), а все-таки человек. Русск.

Человек божий обшит кожей. Русск.

ВСЯК МЕРИТ (ВСЁ) НА СВОЙ АРШИН.
Русск.

Рис2
{16}

Аршин – мера длины, равная 0,711 метра и применявшаяся до введения метрической системы в России и ряде других стран.

Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишён их; низкий – лишь о недостатках. И пусть оба они лгут – первый идет на небо, второй – в преисподнюю. Индийск.

И вор, и развратник всех метят своим клеймом. Туркменск.

Каждый мерит своими весами. Узбекск.

Каждый судит о других в меру своей порочности (или: испорченности). Русск., еврейск.

Неверный всех судит по своей вере. Персидск.

Всего (или: Всех, Чужого) на свой аршин не меряй (или: не перемеряй).
Русск., китайск., удмуртск., украинск.

Всех одной ценой не оценишь. (Öти донöн ставсö он донъяв.) Коми.

Лыком человека не меряй. Белорусск.

Не ровняй всех (или: Нельзя стричь всех) под одну гребёнку. Русск., украинск.

Рис2
{17}

Мокасины- мягкая обувь из звериной шкуры (шерстью наружу), без твердых подошв, часто украшенная узорами (у североамериканских индейцев).

Man kann nicht alles über einen Kamm scheren. Немецк.

Man ska inte dra allt över en kam. Шведск.

Не смотри на человека сквозь щель – это не даст тебе верного представления о нём. Китайск.

Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах. Индейск.

Не узнав всего, плохо о человеке не думай. Удмуртск.

Нельзя всех погонять одной палкой. Персидск.

Своей пядью все не измеряй. Удмуртск.

Человечество любить легко, человека – труднее. Еврейск.

Заладил (или: Затвердил) (Фока) как сорока Якова
одно про всякого.
Русск.

Натягивает всех на одну колодку. Удмуртск.

Поставил на одну доску. Русск.

Приписывает всем то, чем обладает сам. Русск., таджикск.

Судит о других по себе. Русск., японск.

АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ

Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его. Библия.

Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! Библия.

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Евангелие.

Конечно, вы скажете мне присловие: "Врач! исцели Самого Себя!" Евангелие.

Найди себе учителя, и приобрети себе друга, и суди каждого человека с хорошей стороны. Талмуд.

Не суди один, ибо никто, кроме Единственного, не может судить один. Талмуд.

Суди же людей по справедливости и не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Коран.

V-I вв. до н.э

Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот. Конфуций.

Без греха и без упрёка нет на свете никого. Эпихарм.

Трудно становиться хорошим, хотя это и возможно, но быть хорошим – невозможно. Платон.

Рис2
Платон (слева) и Аристотель (справа), фрагмент фрески Рафаэла Санти "Афинская школа" {18}

Аристотель
(384  — 322 гг. до н. э.)
- великий древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
Впервые основал Лицей. Создал всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, политику, логику, физику. Его взгляды оказали большое влияние на последующее развитие человеческой мысли.

Нет ни одной превосходной души без примеси сумасшествия. Аристотель.

Порок уничтожает сам себя, и если он достигает полноты, то становится невыносимым для самого его обладателя. Аристотель.

Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет: так должно ценить и характер других. Эпикур.

Когда видишь хорошее, следует отнестись к нему почтительно и проверить, есть ли у тебя эти качества. Когда видишь плохое, следует отнестись к нему с презрением и проверить, нет ли у тебя этих качеств. Сюнь-цзы.

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Гай Луцилий.

Когда порок доходен – правда убыльна. Публилий Сир.

Кто хочет снисхождения к своим недостаткам, пусть будет снисходителен к недостаткам других. Квинт Гораций Флакк.

Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше. Квинт Гораций Флакк.

Остерегайтесь чьи-либо пороки приписывать всему миру. Публий Овидий Назон.

I-VI вв.

Пороки усваиваются и без учителей. Сенека (Младший).

Нет места лекарствам там, где то, что считалось пороком, становится обычаем. Сенека (Младший).

Почему человек не признаётся в своих пороках? Потому что он всё ещё погружен в них. Это всё равно, что требовать от спящего человека рассказать его сон. Сенека (Младший).

Враг порока, раз и навсегда избравший в жизни прямой путь и уклонившийся от нравов толпы, вызывает всеобщую ненависть, ибо ни один не одобрит того, кто на него не похож. Гай Петроний Арбитр.

Ничего нет более жалкого и более великолепного, чем человек. Плиний Старший.

Немногих пороков достаточно, чтобы омрачить многие добродетели. Плутарх.

Рис2
{19}

Децим Юний Ювенал
(ок. 60 ‒ ок.127)
‒ римский поэт-сатирик.В своих сочинениях обличал нравы римского общества эпохи Нерона и Домициана. От преследования влиятельных лиц обезопасил себя тем, что упоминал в сатирах лишь скончавшихся людей или же тех, кто не мог причинить ему существенного вреда.

Ни одна добродетель не искупает пороков. Децим Юний Ювенал.

Порок тем заметнее, чем порочный знатнее. Децим Юний Ювенал.

Не берись судить других, прежде чем не сочтёшь себя в душе достойным занять судейское место. Эпиктет.

Нет добродетели без порока, как нет победы без сражения и без неприятелей, и как вообще нет добра без зла. Страсти суть как бы излишества души. Самые плодородные земли производят сами собою множество терния и дурных трав. Лактанций.

Человек может сделаться и ангелом, и зверем. Иоанн Златоуст.

Усвоить дурное очень легко, и если не в силах бываешь подражать добродетелям других, то быстро перенимаешь их пороки. Иероним Стридомкий.

Порок не остается безнаказанным, так как быть порочным – это уже наказание. Боэций.

XI-XV вв.

Каждый устроен по-своему, и нет человека, который был бы законченным злодеем. Нет и таких, кто сочетал бы в себе все достоинства: красоту, сдержанность, ум, вкус и верность. Каждый хорош по-своему, и трудно сказать, кто же действительно лучше. Мурасаки Сикибу.

Обычно люди судят лишь своими мерками, а других просто не принимают в расчёт. Мурасаки Сикибу.

Если хочешь, чтобы тебя ценили по заслугам, сам цени других людей. Унсур аль-Маали.

Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспалённую часть тела. Абу-ль-Фарадж бин Гарун.

У кого много пороков, у того много и повелителей. Франческо Петрарка.

Не придавая значения недостаткам, знатоки умеют ценить достоинства. Видьяпати Тхакур.

XVI

Рис2
{20}

Дезидерий Эразм Роттердамский
(1469 – 1536)
‒ крупнейший нидерландский учёный, прозванный "князем гуманистов".
Первым крупным сочинением стал сборник изречений и анекдотов, извлечённых из сочинений различных античных писателей, "Adagia". Книга сделала имя Эразма известным в гуманистических кругах всей Европы.

Кто не наказывает порока, тот его пособник. Леонардо да Винчи.

Люди не умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими; злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться. Никколо Макиавелли.

Кто презирает всех, презрения достоин. Жестокий человек мучения достоин. Хорошим людям Бог хороших даст в друзья, А кто с другими плох, отмщения достоин. Бабур.

Если будешь жестоким по отношению к порокам, то окажешь благодеяние по отношению к человеку. Эразм Роттердамский.

Порок как раз в том, чтобы недобро делать доброе. Эразм Роттердамский.

Такая уж у людей натура, что никто из них не бывает свободен от тяжких пороков. Эразм Роттердамский.

Хочешь, гневаясь, снискать похвалу? Тогда гневайся на порок, а не на человека. Эразм Роттердамский.

Если характер в целом хорош, то не беда, если в нём оказываются и некоторые недостатки. Мишель де Монтень.

Есть пороки, которые происходят от недостатка самоуважения. Есть и такие, которые происходят от избытка его. Мишель де Монтень.

Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие. Мишель де Монтень.

Нередко сам порок толкает нас на добрые дела. Мишель де Монтень.

Нет такого порядочного человека, который, отдав на суд все свои действия и помыслы, не заслуживал бы быть повешенным раз десять в течение своей жизни. Мишель де Монтень.

Судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование. Мишель де Монтень.

XVII

Рис2
{21}

Хун Цзычен
(XVII век)
‒ китайский писатель, философ, поэт. Прославился, главным образом, как автор сборника афоризмов, т.н. "циньянь" (буквальный перевод – "чистые изречения"), "Вкус корней". Афористический жанр после появления "Вкуса корней" стал модным и занял в литературе Китая позицию одного из самых популярных

Воздерживайтесь судить, потому что все мы грешники. Уильям Шекспир.

Ни один порок не настолько прост, чтобы не принимать с внешней стороны вид добродетели. Уильям Шекспир.

Чтоб оценить чье-нибудь качество, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе. Уильям Шекспир.

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою. Фрэнсис Бэкон.

Когда судишь других, ищи в их вине отсутствие вины – тогда в людях будет согласие. Когда судишь себя, ищи вину там, где вины не видно – тогда твои добродетели ещё более упрочатся. Хун Цзычен.

Иной грех – лучшая рекомендация достоинствам. Бальтасар Грасиан-и-Моралес.

Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее. Бальтасар Грасиан-и-Моралес.

Если друг упрекнет тебя в каком-либо недостатке, думай всегда, что он сказал тебе ещё не всё. Томас Фуллер.

Все, что одни могли сказать для доказательства человеческого величия, для других послужило только аргументом для доказательства человеческого ничтожества. Блез Паскаль.

Ничто не одобряет так порока, как излишняя снисходительность. Блез Паскаль.

Чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Для человека заурядного все люди на одно лицо. Блез Паскаль.

Какую химеру представляет собою человек, какой центр противоречий, какое чудовище! Судья всех вещей – и в то же время земной червь; свидетель истины – и в то же время клоака неведения и заблуждений; гордость вселенной – и в то же время ее последний отброс. Блез Паскаль.

По мере вразумления нашего мы открываем в человеке всё больше и больше величия и низости. Блез Паскаль.

Человек не ангел и не животное; и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное. Блез Паскаль.

Рис2
{22}

Жан-Батист Поклен
театральный псевдоним ‒ Мольер
(1622 ‒ 1673)
‒ выдающийся французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии

Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным. Мольер

Мнение о человеке, как и почти о каждом существе, зависит от того, с какого расстояния на него смотреть. Бенедикт Спиноза.

Обдумывая человеческие поступки, я всегда старался не о том, чтобы смеяться, скорбеть или порицать, но единственно о том, чтобы уразуметь. Бенедикт Спиноза.

В повседневной жизни наши недостатки кажутся порою более привлекательными, чем наши достоинства. Франсуа де Ларошфуко

Весьма мало людей, которые бы искренно хотели выслушать о себе всю правду. Франсуа де Ларошфуко.

Всецело предаться одному пороку нам обычно мешает лишь то, что у нас их несколько. Франсуа де Ларошфуко.

Иные достоинства подобны зрению или слуху: люди, лишенные этих достоинств, не способны увидеть и оценить их в окружающих. Франсуа де Ларошфуко.

В свете иной раз высоко ценят людей, все достоинства которых сводятся к порокам, приятным в повседневной жизни. Франсуа де Ларошфуко.

Добродетели – это чаще всего искусно переряженные пороки. Франсуа де Ларошфуко.

Иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках. Франсуа де Ларошфуко.

Иные недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают ярче любых достоинств. Франсуа де Ларошфуко.

Люди никогда не бывают ни безмерно хороши, ни безмерно плохи. Франсуа де Ларошфуко.

Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце. Франсуа де Ларошфуко.

Одним людям идут их недостатки, а другим даже достоинства не к лицу. Франсуа де Ларошфуко.

Пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств; благоразумие смешивает их, ослабляет их действие и потом умело пользуется ими как средством против жизненных невзгод. Франсуа де Ларошфуко.

Порою из дурных качеств складываются великие таланты. Франсуа де Ларошфуко.

У человеческих характеров, как и у некоторых зданий, несколько фасадов, причем не все они приятны на вид. Франсуа де Ларошфуко.

Умение ловко пользоваться посредственными способностями не внушает уважения; и все же нередко приносит людям больше славы, чем истинные достоинства. Франсуа де Ларошфуко.

Рис2
{23}

Франсуа VI де Ларошфуко
(1613 – 1680)
– французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера.
Результатом жизненного опыта Ларошфуко явились его "Максимы" (Maximes) – сборник афоризмов, составляющих цельный кодекс житейской философии.
Враждовал с герцогом де Ришилье – видным государственным деятелем Франции, персонажем "Трёх мушкетёров" А. Дюма. Историю о подвесках королевы Анны Австрийской, лёгшую в основу романа "Три мушкетера", Александр Дюма взял из сочинения Ларошфуко "Мемуары".

Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на которые мы идем, чтобы его скрыть. Франсуа де Ларошфуко.

Людям, видно, мало своих недостатков: они ещё умножают их всевозможными чудачествами, которыми словно бы даже гордятся; эти странности, взращенные с таким усердием, становятся в конце концов природными недостатками, и отделаться от них уже невозможно. Франсуа де Ларошфуко.

Мы охотно прощаем нашим друзьям недостатки, которые нас не задевают. Франсуа де Ларошфуко.

Мы стараемся вменить себе в заслугу те недостатки, которых не желаем исправлять. Франсуа де Ларошфуко.

Недостатки иногда более простительны, чем средства, которыми пользуются для того, чтобы их скрыть. Франсуа де Ларошфуко.

Признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных. Франсуа де Ларошфуко.

Когда пороки покидают нас, мы стараемся уверить себя, что это мы покинули их. Франсуа де Ларошфуко.

Мы презираем не тех, у кого есть пороки, а тех, у кого нет никаких добродетелей. Франсуа де Ларошфуко.

Пороки души похожи на раны тела: как бы старательно их ни лечили, они всё равно оставляют рубцы и в любую минуту могут открыться снова. Франсуа де Ларошфуко.

Пороки ждут нас на жизненном пути. И я не думаю, чтобы опыт помог нам их избегнуть, даже если бы нам было дано пройти этот путь вторично. Франсуа де Ларошфуко.

Куда несчастнее тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому. Франсуа де Ларошфуко.

Стоит ли возмущаться тем, что люди черствы, неблагодарны, несправедливы, надменны, себялюбивы и равнодушны к ближнему? Такими они родились, такова их природа; и не мириться с этим – всё равно что негодовать, зачем камень падает, а пламя тянется вверх. Жан де Лабрюйер.

Пороки порождаются развращенностью души; недостатки – порочностью характера; смешные стороны – недостатком ума. Жан де Лабрюйер.

Нельзя судить о человеке с первого взгляда, как мы судим о картине или статуе, а нужно проникнуть в глубины его души. Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия; только немногие сердцеведы умеют сразу постичь характер ближнего, ибо и совершенная добродетель, и закоренелый порок обнаруживают себя лишь постепенно, да и то под давлением обстоятельств. Жан де Лабрюйер.

XVIII

Рис2
{24}

Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг
(1715 ‒ 1747)
‒ французский философ, моралист и писатель.Превозносил храбрость и стойкость в отдельных людях и гуманность в отношениях людей между собой, не допускал существования ни безусловных добродетелей, ни безусловных пороков, и потому полагал, что люди прежде всего должны быть снисходительны.

У каждой добродетели есть родственный порок, так у каждого наслаждения есть соседствующее с ним бесчестье. Поэтому необходимо отчётливо провести разделяющую их черту, и лучше на целый ярд не дойти долее и остановиться, нежели зайти за нее хотя бы на дюйм. Джон Локк.

Нас любят скорее за привлекательные недостатки, чем за существенные достоинства. Нинон де Ланкло.

Люди иногда судят о пороках и добродетелях лишь на основании того, что им не нравится или что им выгодно. Франсуа Фенелон.

Самые неисправимые пороки – это те, которыми упиваются. Джозеф Аддисон.

Бывают люди, чьи таланты никогда бы не обнаружились, не будь у них ещё и недостатков. Люк де Вовенарг.

Наши заблуждения и разногласия в области морали происходят потому, что мы смотрим на людей, как если бы они могли быть совершенно дурными или совершенно хорошими. Люк де Вовенарг.

Польза, приносимая пороками, всегда смешана с великим вредом. Люк де Вовенарг.

Не иметь ни одного достоинства так же невозможно, как не иметь ни одного недостатка. Люк де Вовенарг.

Честолюбие – примета дарования, мужество – мудрости, страсть – ума, а ум – знаний, или наоборот, потому что от случая или обстоятельств любое явление то хорошо, то дурно, то полезно, то вредно. Люк де Вовенарг.

Лучший человеческий характер, равно как и лучший китайский фарфор, может иметь недостатки, и я полагаю, что в обоих случаях он неисправим, – что, однако, не мешает им быть высшего достоинства. Генри Филдинг.

Слабости и пороки людей, в которых вместе с тем есть много и хорошего, гораздо сильнее бросаются в глаза по контрасту с хорошими качествами, оттеняющими их уродливость. Генри Филдинг.

Как бы ни был человек честен, а отчёт о собственном поведении невольно окажется у него благоприятным; пороки выходят из его уст очищенными и, подобно хорошо процеженной мутной жидкости, оставляют всю свою грязь внутри. Генри Филдинг.

Сегодняшний порок может стать завтра добродетелью. Генри Филдинг.

Низостям и глупости, как бы ни были они чудовищны, поверят скорее – наши порочные нравы сильно этому способствуют. Генри Филдинг.

Рис2
{25}

Филип Дормер Стенхоп,
4-й граф Честерфилд

(1694 - 1773)
– английский государственный деятель, дипломат и писатель.
Будучи парламентарием, способствовал переходу Великобритании на современный григорианский календарь, который так и называли "Календарь Честерфилда".

Каждому достоинству и каждой добродетели сродни какой-нибудь порок. Щедрость часто становится расточительностью, бережливость – скупостью, храбрость – безрассудством, осторожность – робостью, так что рассудительность нужна для того, чтобы соблюсти меру в наших добродетелях. Честерфилд.

Пороки заимствованные – самые неприятные из всех и самые непростительные. Честерфилд.

Если ты обнаружил, что незаметно для себя проникся симпатией к человеку, у которого нет ни высоких достоинств, ни каких-либо выдающихся талантов, задумайся над этим и проследи, чем именно человек этот произвёл на тебя столь хорошее впечатление, и ты увидишь, что это приятность манер, обходительность и уменье себя держать. Честерфилд.

Если бы мы ненавидели пороки столько же, сколько любим наслаждения, мы так же воздерживались бы легко от соблазняющего нас греха, как и от смертельного яда в любимом блюде. Жан-Жак Руссо.

Я ни о ком не буду говорить плохо, но расскажу всё хорошее, что знаю о каждом. Вольтер.

В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к себе самим, и доброжелательность, толкающая нас к другим. Если бы одна из этих пружин сломалась, человек был бы злым до бешенства или великодушным до безумия. Дени Дидро.

Мы должны рассматривать человека не таким, каким хочется его видеть, а таким, какой он есть в действительности, – нередко подлым и всегда неуверенным в себе. Сэмюэл Джонсон.

Если ваш знакомый полагает, что между добродетелью и пороком нет никакой разницы, после его ухода нелишне пересчитать чайные ложки. Сэмюэл Джонсон.

Я терпеть не могу человечество, потому что считаю себя одним из лучших его представителей и знаю, насколько я плох. Сэмюэл Джонсон.

Порок раздражает людей только время от времени, а внешние его черты раздражают их с утра до вечера. Дени Дидро.

Сказать, что человек состоит из силы и слабости, из разумения и ослепления, из ничтожества и величия, – это значит не осудить его, а определить его сущность. Дени Дидро.

Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок. Г.С. Сковорода.

Рис2
{26}

Себастьен-Рош Николя де Шамфор
(1741 - 1794)
‒ французский писатель, мыслитель, моралист.
Стихи и драматические сочинения Шамфора сегодня практически забыты. Он остался в истории книгой наблюдений и афоризмов "Максимы и мысли, характеры и анекдоты", изданной после его смерти одним из друзей.

Как перемежающаяся лихорадка спасает людей от чумной заразы, так и некоторые недостатки помогают им избежать иных прилипчивых пороков. Николя де Шамфор.

Глупость не была бы подлинной глупостью, если бы не боялась ума. Порок не был бы подлинным пороком, если бы не питал ненависти к добродетели. Николя де Шамфор.

Громить пороки и щадить порочных – это всё равно, что осуждать карты и защищать картёжную игру. Николя де Шамфор.

Чтобы постичь человека до конца, нужно преодолеть ту неприязнь, которую он в нас вызывает: нельзя стать искусным анатомом, пока не научишься взирать без гадливости на человеческое тело и его органы. Николя де Шамфор.

Одно из великих несчастий человека состоит в том, что порою даже его достоинства не идут ему впрок, а искусство управлять и разумно пользоваться ими дается лишь опытом, нередко запоздалым. Николя де Шамфор.

Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками – там нужна разменная монета, в особенности мелочь. Николя де Шамфор.

Из человека можно сделать всё, стоит только подойти к нему со слабой стороны. Адольф Книгге.

Отнимите вульгарность у порока – и порок лишится половины заложенного в нём зла. Эдмунд Берк.

Как мало друзей остались бы друзьями, если бы они могли полностью узнать мысли друг друга. Георг Лихтенберг.

Скрывая свои недостатки, лучше не станешь; наш авторитет выиграет от той искренности, с которой мы признаём их. Георг Лихтенберг.

Не создавай себе слишком мудрёного представления о человеке, суди о нём просто; не считай его ни слишком хорошим, ни слишком дурным. Георг Лихтенберг.

XIX

Рис2
{27}

Александр Николаевич Радищев
(1749 - 1802)
‒ русский писатель, философ, поэт.
Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению "Путешествие из Петербурга в Москву", которое издал анонимно в 1790 году.

Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. А.Н. Радищев,

Люди бежали бы друг от друга, если бы видели один другого в полнейшей откровенности. Иммануил Кант.

Даже недостатки могут нравиться, если в них проявилась душа. Жозеф Жубер.

Люди походят на монеты: надо принимать их по их стоимости, какой бы оттиск на них ни находился. Пьер Буаст.

Самый большой недостаток людей состоит в том, что у них много маленьких недостатков. Жан Поль.

Даже в пороке есть свое разделение труда. Одни предаются размышлениям, другие действуют. Уильям Гэзлитт.

Мы обладаем в душе ровно столькими достоинствами, сколько можем видеть в других людях. Уильям Гэзлитт.

Человек – парадокс во плоти, связка противоречий. Чарльз Колтон.

Мы более склонны перенимать чужие пороки, чем добродетели: болезнь гораздо более заразна, чем здоровье. Чарльз Колтон.

Кто берётся судить о других, тот подвергает и самого себя ещё строжайшему суду. В.Г. Белинский.

Люди редко выставляют напоказ недостатки, большинство старается прикрыть их привлекательной оболочкой. Оноре де Бальзак.

Ничто так не связывает нас, как наши пороки. Оноре де Бальзак.

Мы привыкли судить о других по себе, и, если мы охотно прощаем им наши недостатки, мы сурово осуждаем их за то, что они лишены наших достоинств. Оноре де Бальзак.

В глубине всякой груди есть своя змея. Козьма Прутков.

Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь на нём пятна. Козьма Прутков.

Когда порок столь грандиозен, он меньше возмущает. Англичанка, стыдившаяся голых статуй, была менее шокирована при виде огромного Геркулеса: "При таких размерах вещи не кажутся мне такими уж неприличными". Гейне.

Рис2
{28}

Томас Бабингтон Маколей
(1800 ‒ 1859)
‒ британский государственный деятель, историк, поэт и прозаик

Оценка нами кого-либо во многом зависит от того, как это лицо относится к нашим интересам и страстям. Нам трудно хорошо думать о тех, кто умаляет или угнетает нас, но мы охотно прощаем пороки тем, кто нам полезен или приятен. Томас Маколей.

Врач видит человека во всей его слабости, юрист – во всей его подлости, теолог – во всей его глупости. Артур Шопенгауэр.

В каждом, даже самом благородном и высоком человеке есть в задатке совершенно низкие и подлые черты человеческой, даже зверской натуры. Артур Шопенгауэр.

Человек в силах видеть в другом лишь столько, сколько есть в нём самом, ибо он может обнять и понять другого только по мерилу своих собственных духовных способностей. Артур Шопенгауэр.

Чтобы не возбуждать в себе ненависти и подозрения к человеку, следует вдаваться не в разыскание его так называемого "достоинства", а, напротив, смотреть на него единственно с точки зрения сострадания. Артур Шопенгауэр.

Чем скорее и стремительнее высказывается впечатление, тем чаще оно оказывается поверхностным и мимолетным. Н.А. Добролюбов.

Ненависть к пороку есть шаг на пути к добродетели. Уильям Теккерей.

Мой жизненный опыт убедил меня, что люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств. Авраам Линкольн.

Выкраивать других на одну мерку с собою, значит впадать в узкий умственный деспотизм. Д.И. Писарев.

В свете больше успевают те, кто скрывает свои пороки и выставляет на вид свои добродетели. Жан Пети-Сан.

Пороки – это только потерпевшие крушение проекты добродетели. Людвиг Фейербах.

Если людям на их мирском поприще помогают их добродетели, то, может быть, столь же часто помогают им и их пороки: раболепство и наушничество, жестокосердие и скаредное себялюбие, ложь и обман, дозволенные в торговле, игорные спекуляции. Джон Стюарт Милль.

Часто из самых наших слабостей рождаются сильнейшие принципы нашего поведения, как из жёлудя, занесенного лёгким ветерком, вырастает дуб, не боящийся бури. Эдвард Бульвер-Литтон.

Мы калечим жизнь своими безумствами и пороками, а потом жалуемся на беды, последовавшие за ними, и говорим, что несчастье заложено в самой природе вещей. Эдвард Бульвер-Литтон.

Рис2
{29}

Жорж Санд
(настоящее имя ‒ Амандина Аврора Люсиль Дюпен, в замужестве ‒ баронесса Дюдеван)
(1804 ‒ 1876)
‒ французская писательница.
Узнав о ее кончине, Виктор Гюго написал: "Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!"

Человек не родится злым, не родится он и добрым, человек родится с большей или меньшей дозой страстей, с большей или меньшей энергией для удовлетворения их. Жорж Санд.

Порок никогда не видит своего собственного безобразия – увидев, он ужаснулся бы своему облику. Жорж Санд.

Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если знаешь, то спроси себя: почему я это говорю! Жорж Санд.

Иные недостатки, безразличные или нетерпимые в одном человеке, восхищают в другом. Гюстав Флобер.

Цинизм – это ирония порока. Гюстав Флобер.

Всякая потребность утихает, а всякий порок увеличивается от удовлетворения. Анри-Фредерик Амьель.

Видно, наши недостатки растут на одной почве с нашими достоинствами; и трудно вырвать одни, пощадив другие. И.С. Тургенев.

Никто не может судить о других, пока не научился судить о себе самом. Виктор Гюго.

Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и по его поводу уже раздался смех. М.Е. Салтыков-Щедрин.

Уже самый факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только… о различной степени животности или человечности. Фридрих Энгельс.

Удачно высмеиваешь лишь те недостатки, которые есть у тебя самого. Альфонс Доде.

XX

Всё лучшее в человеке может проявиться только вместе со значительными недостатками. Джон Рескин.

Непреодолимая потребность чего-нибудь и в то же время отвращение к этому – вот чувство порочного. Фридрих Ницше.

Важно не то, над чем человек может насмехаться и издеваться или в чём он сможет найти недостаток, а то, что он может любить, ценить и принимать. Джон Рескин.

Для меня не должно быть человека, к которому я испытывал бы отвращение или ненависть. Фридрих Ницше.

Рис2
Портрет кисти Б.В. Щербакова. {30}

Граф Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)
– великий русский писатель, мыслитель, публицист.

Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. Л.Н. Толстой.

Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные. Л.Н. Толстой.

Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним. Л.Н. Толстой.

Мнение, которое мы получаем при первом взгляде на человека, обыкновенно изменяется более или менее скоро, и до тех пор, пока не произошло этой перемены, всегда будешь или слишком хорошо, или слишком дурно судить о человеке. Л.Н. Толстой.

Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. Л.Н. Толстой.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других. Л.Н. Толстой.

Когда вы думаете о себе или о другом человеке как о грешнике, вы грешите. Свами Вивекананда.

В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам. А.П. Чехов

Достоинства человека – это когда его недостатки являются недостатками его времени. Жюль Ренар.

Не держитесь слишком усердно за ваши недостатки под тем предлогом, что совершенство не от мира сего. Жюль Ренар.

Бог создал человека, потому что разочаровался в обезьяне. После этого он отказался от дальнейших экспериментов. Марк Твен.

Люди подобны Луне: у каждого из нас есть своя тёмная сторона, которую мы скрываем от всех. Марк Твен.

Все мы сделаны из одного теста, притом довольно низкого качества. Марк Твен.

Если бы человека создал человек, ему было бы стыдно за свою работу. Марк Твен.

Человек был создан в последний день творения, когда Бог уже утомился. Марк Твен.

Есть люди, в которых самые пороки милее и безвреднее, чем у иных добродетели. В.О. Ключевский.

Когда не поймешь, добрый ли человек или злой, можно смело сказать, что он – несчастный. В.О. Ключевский.

Не доверяй тому, кто обо всех говорит только хорошее. Том Коллинз.

Рис2
{31}

Артуро Граф
(1848–1913)
‒ итальянский поэт, писатель, литературовед.

Мнения, которые мы высказываем о других, свидетельствуют о том, что представляем из себя мы сами. Артуро Граф.

Не желая себе задавать несносный труд разгадывать людей, мы их обыкновенно принимаем за то, за что они сами себя выдают. Джон Леббок.

В каждом из нас заключены два человека, из которых один порицает то, что делает другой. Генрик Сенкевич.

Многие, раз сознавшись в своем недостатке, не считают уже нужным от него отказаться. Мария фон Эбнер-Эшенбах.

Нас оценивают либо слишком высоко, либо не достаточно высоко; нас никогда не принимают по нашей реальной ценности. Мария фон Эбнер-Эшенбах.

Люди не ангелы, сотканные из одного света, но и не скоты, которых следует гнать в стойло. В.Г. Короленко.

Недостатки у человека являются как бы продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками. В.И. Ленин.

Очень непросто написать положительную рекомендацию человеку, которого хорошо знаешь. Фрэнк Хаббард.

Человек – есть два человека: один бодрствует во тьме, другой спит при свете. Джебран.

О другом можно судить только сообразно тому, сколь хорошо ты знаешь самого себя. Джебран.

Нет людей чисто беленьких или совершенно чёрненьких, люди все пёстрые. Максим Горький.

Подлецы – самые строгие судьи. Максим Горький.

Если вы не поняли человека, вы не имеете права осуждать его, а если поняли, то, скорее всего, не пожелаете этого делать. Гилберт Честертон.

Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего. Максим Горький.

Человек – это живое противоречие, и в этом качестве – живая загадка. С.Н. Булгаков.

Самое безнадежное дело на свете – пытаться определить характер человека. Каждый индивидуум – это клубок противоречий, тем более личность одаренная. Теодор Драйзер.

Человек – не образ божий, а потомок дикого, хищного зверья. И дивиться нужно не тому, что в человечестве так много этого дикого и хищного, а тому – сколько в нём все-таки самопожертвования, героизма, человеколюбия. В.В. Вересаев.

Тот порабощен уже пороком, кто с ним пускается в переговоры. Теодор Драйзер.

Рис2
{32}

Поль Валери
(1871 ‒ 1945)
‒ французский поэт, эссеист, философ, известен как автор многочисленных афоризмов

Всё, что ты говоришь, говорит о тебе, и особенно то, что ты говоришь о других. Поль Валери.

Каждый из нас понимает у других лишь те чувства, на которые способен сам. Андре Жид

Порок – это зло, которое делается без удовольствия. Сидони-Габриэль Колет.

Мы соприкасаемся с окружающим нас миром четырьмя, и только четырьмя, точками. Нас оценивают и классифицируют по этим четырем точкам контакта: что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы это говорим. Дейл Карнеги.

В некоторых людях порок виден так же, как в призовой лошади – порода. В них есть достоинство твердого шанкра. Эрнест Хемингуэй.

Ничего нельзя изменить, если не принять этого: осуждение не освобождает, а лишь подавляет. Карл Юнг.

Эгоизм и добросердечность, высокие порывы и чувственность, тщеславие, робость, бескорыстие, мужество, лень, нервность, упрямство, неуверенность в себе – все это уживается в одном человеке, не создавая особой дисгармонии. Уильям Моэм.

Если как следуем покопаться, то можно обнаружить низкие побуждения, лежавшие в основе даже самых похвальных. Андре Моруа.

Человека можно полюбить после того, как его хорошо узнаешь, а разлюбить – после того, как узнаешь слишком хорошо. Интернет.

__________

1. http://itd3.mycdn.me/image?id=862721660118&t=20&plc=WEB&tkn=*XAMWXxqsESQGppjhZ6S_r1p-iXA

2. http://asia-stamps-fauna.narod.ru/Kazakhstan/2001/2001_19.jpg

3. http://www.gogetnews.info/uploads/posts/2013-02/1361659281_gigantskie-pyatna-na-solnce.jpg

4. http://img2.gorod.lv/images/news_item_in_cifs/pic/226273/big/water_luna_1_600.jpg?v=1471614322

5. https://i.superhaber.tv/storage/files/images/2020/06/30/f-mObQ_cover.jpg

6. https://a.d-cd.net/1eae65u-960.jpg

7. http://cs543100.vk.me/v543100642/bbd/S4Dev6mekM0.jpg

9. http://smallbay.ru/artreness/raffaello10.html

10. http://logosinfo.org/2014/06/27/vspomni-gospodi-razmyshleniya-nad-ezhednevnoj-glavoj/

11. http://smallbay.ru/michelangelo.html

12. http://smallbay.ru/artreness/michelangelo22.html

13. https://mtdata.ru/u23/photo22F8/20771210654-0/original.jpeg

14. http://img-fotki.yandex.ru/get/4137/27981211.1d6/0_c677a_13c5c08d_orig.jpg

15. http://artpoisk.info/files/images/3705.jpg

16. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c98/0007fbd7-93cca2c8/310/img13.jpg

17. https://kulturologia.ru/files/u21946/219465352.jpg

18. http://civilka.ru/wp-content/uploads/2014/08/Aristotle_Platon.jpg

19. http://www.prikol.ru/wp-content/uploads/2011/11/uvenal.jpg

20. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/30/Holbein-erasmus.jpg

21. http://a5.mzstatic.com/us/r30/Purple5/v4/9e/29/e7/9e29e7f2-af03-bfa3-157f-0d6223536401/screen480x480.jpeg

22. http://www.paginainizio.com/frasi/fonti/moliere.jpg

23. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d21e5db23456dd643a57338a6b98fc13-l&n=13

24. http://img-fotki.yandex.ru/get/6834/311695.557/0_9d002_a69a093e_orig.jpg

25. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0a/Philip_Stanhope,_4th_Earl_of_Chesterfield.PNG

26. http://worldofaphorism.ru/assets/images/socseti/Николя-де-Шамфор.jpg

27. http://cs637216.vk.me/v637216967/3789/PCpYMspxGQs.jpg

28. http://media-2.web.britannica.com/eb-media/91/147591-004-611ADD78.jpg

29. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a19c429b35cc7eceea5b05efaa9ee3ca&n=13

30. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1535103/pub_5c8503315c661c00b3bffa15_5c85037a92cc5e00b42abc01/scale_1200

31. http://s.frasesgo.com/images/frases/a/frase-la_civilizacion_es_una_terrible_planta_que_no_vegeta_y_no_fl-arturo_graf.jpg

32. http://www.babelio.com/users/AVT_Paul-Valery_9678.jpeg