ЛИЧНОСТЬ

Ростовский областной общественный фонд новых образовательных технологий     Задать вопрос

ПОСЛОВИЦЫ, АФОРИЗМЫ, ПОГОВОРКИ: ЛИЧНОСТЬ

О ценности личности

101.0.1.

ЧЕЛОВЕК – САМОЕ ЦЕННОЕ, ЧТО ЕСТЬ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ

О загадочности личности

101.0.2.

ДУША ЧУЖАЯ – ТАЙНА ДЛЯ ПОЗНАНЬЯ

О неповторимости и своеобразии личности

101.0.3.

В ЛЕСУ БОГ ЛЕСУ НЕ УРАВНЯЛ, В МИРУ – ЛЮДЕЙ

101.0.3а.

Сколько голов, столько и умов

101.0.3б.

Хорошо и там, и тут, где по имени зовут

О противоречивости личности

101.0.4.

КАЖДЫЙ НЕДОСТАТОК ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ НЕКОТОРЫЕ ДОСТОИНСТВА, И КАЖДОЕ ДОСТОИНСТВО – НЕКОТОРЫЕ НЕДОСТАТКИ

101.0.4а.

Нельзя стричь всех под одну гребёнку

Человек – высшее творение Природы (Бога).

Альберт Эйнштейн отождествлял Природу и Бога, «… который проявляет себя в упорядоченной гармонии Вселенной, но не Бога, который занимается судьбами и поступками людей», ссылаясь при этом на Спинозу, для которого вся Природа была «божьим проявлением».

Человек – личность таинственная, загадочная. Внутренний облик человека скрыт, душа его неведома. Мысли, чувства человека угадать трудно. Чтобы познать человека, необходимо время.

Человек – личность индивидуальная. Одинаковых людей нет. Каждый человек своеобразен, думает и ведёт себя по-своему, у каждого свои вкусы, привязанности, манеры, интересы.

Человек – личность противоречивая. Людей, обладающих одними достоинствами или одними недостатками нет. Оценивать людей одинаково, лишь по своему усмотрению, нельзя.

101.0.1. ЧЕЛОВЕК – САМОЕ ЦЕННОЕ, ЧТО ЕСТЬ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ. (кит.)

Дивен свет, а люди ещё дивнее. (рус., укр.)

Чуден свет – дивны люди. (рус., укр.)

Человек тверже камня (или: железа) и нежнее розы (или: цветка). (перс., пушту., тадж., узб., уйг.)

* * *

Даже самый простой человек всё ещё остаётся существом необычайно сложным. М-Э. Эшенбах.

Значение человека равносильно значению всего творения, вместе взятого. Талмуд.

И сотворил Бог человека по образу своему. Библия.

Разница человека с животными именно в том и состоит, что он только начинается там, где животные уже оканчиваются.В.Г. Белинский.

Сам человек есть большее чудо, чем все чудеса, творимые людьми. Марк Аврелий.

Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех всевозможных «богов». Ф. Энгельс.

Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Б. Паскаль.

Человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе. И. Кант.

101.0.2. ДУША ЧУЖАЯ – ТАЙНА ДЛЯ ПОЗНАНЬЯ. (перс.)

В сердце (или: в чужую душу, внутрь другого человека) не влезешь. (бурят., рус., укр., чуваш.)

Людское сердце не лукошко, не прорежешь в нём окошка. (рус.)

В чужой душе – не вода в ковше: сразу не разглядишь. (рус.)

Человек – не орех: его сразу не раскусишь. (рус.)

Нет таких трав, чтоб знать чужой нрав. (рус.)

Пока не поешь каши из одной чаши, человека не узнаешь.

Человека узнать – вместе пуд соли съесть (и выпить речку воды).

Чтобы узнать человека, надо съесть с ним столько соли, сколько он весит.

(англ., ., ассир., лак., рус., укр.)

Человек, что замок: к каждому нужно ключик подобрать. (рус.)

Чужая душа – загадка (или: потёмки; дремучий бор, лес; изба без окон; бездонное море). (а)

* * *

Брат он мой, а ум у него свой. (рус.)

На нём клейма нет, не узнаешь. (рус.)

Происходит от клеймения преступников.

У него паспорт на лбу не прописан. (рус.)

* * *

Все сердца скрытны, каждый человек пропасть. Вольтер.

Каждый видит, каким ты кажешься, мало кто чувствует, каков ты есть. Н. Макиавелли.

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности. Ларошфуко.

Люди, которых понимаешь сразу, люди без остатка – неинтересны: человек должен вмещать в себя, по возможности, все, плюс – ещё нечто. М. Горький.

Мы знаем, кто мы есть, но не знаем, кем мы можем быть. У. Шекспир.

Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, приглядывайтесь к нему в часы его досуга. Останется ли он тогда для вас загадкой? Конфуций.

Человек – это загадка, и в основе человечности всегда лежит преклонение перед этой загадкой. Т. Манн.

101.0.3. В ЛЕСУ БОГ ЛЕСУ НЕ УРАВНЯЛ, В МИРУ (ИЛИ: В НАРОДСТВЕ) – ЛЮДЕЙ. (карел., монг., мордв., рус., узб., укр.)

Бог и пальцев на руке не уравнял (или: не сотворил одинаковыми).

И пальцы на руках разные, и люди неодинаковы.

(рус., перс.)

Десять человек – десять оттенков. (япон.)

Люди будут во благе, пока они будут отличаться друг от друга. (араб.)

Мир состоит из многих.

Чтобы создать мир, нужны разные типы людей.

(англ.)

На стан, на облик нет образца. (рус.)

Человека под стать и масть не подберёшь. (рус.)

С т а т ь (здесь) – склад, характер, сущность.

И птица (или: сорока) в одно перо не родится. (рус.)

У всякой птицы своё оперенье. (тур.)

У всякого скота своя пестрота. (рус.)

* * *

От одной матки, да не одни ребятки (или: дитятки). (рус., укр.)

Что б то был за сапожник, если б на одну колодку все сапоги шил? (укр.)

101.0.3а. Сколько голов (или: людей, мудрецов), столько и умов (или: дум, мнений). (англ., бенг., инд., монг., рус., тур.)

Во всякой избушке свои поскрипушки (а в иной и двои). (рус.)

П о с к р и п у ш к и – от скрип, скрипеть.

О вкусах не спорят. (а)

На вкус, на цвет товарища (или: мастера) нет. (адыг., рус., франц.) Т.е. вкусы у людей разные, и нет критериев для их оценки.

Выражение из средневековых схоластических источников.* 
Толкования и ссылки, помеченные звёздочкой «*», заимствованы из [9].

Всяк канонер на свой манер. (рус.)

К а н о н е р (канонир) – рядовой артиллерии в Российском государстве до 1917 г.; пушкарь.

Под каждой крышей свои мыши (или: неприятности). (нем., рус.)

Ум на ум (или: Дурь на дурь) не приходится.

Всяк (или: всякий, каждый) по-своему с ума сходит.

(вьетн., рус., укр.)

Говорят чаще с иронией по поводу опрометчивого поступка, глупости и т.п.

* * *

Вкус вкусу (или: один другому) не указчик: один любит арбуз, а другой – свиной хрящик.

Ефрем любит хрен, а Федька – редьку.

Кому что нравится (или: любится): кому поп, кому попадья, а кому попова дочка.

У всякого свой вкус: один кладёт в карман, другой – в картуз.

У всякого свой вкус, своя манера: одна любит арбуз, другая – кавалера (или: офицера).

У всякой Машки свои замашки: одна любит кастрюли и чашки, другая – серёжки и пряжки.

(рус.)

Всяк молодец на свой образец.

Всяк Филат на свой лад.

(рус.)

Всякий вякало по-своему вякает.

Всякий поп по-своему поёт.

Каждый кружится по-своему: один кругом другой через голову.

Кто как знает, так и тачает.

Кто как умеет, так и бреет.

У всякой лекарки свои припарки.

(рус.)

Кто о чем, а безбородый о бороде (или: кузнец об угольях, мельник о ветре, монах о богомольцах) думает. (гагауз., рус., тадж.)

Мясник думает о жире (или: о мясе, о курдюке), а коза – о жизни (или: о своей душе, шкуре). (адыг., азерб., казах., каракалп., кирг.,тадж., тат., туркм., перс., узб.)

У всякого Гришки (или: Ермишкипопишки) свои делишки.

У всякого Матвея своя затея.

У всякого Мирона свои приёмы.

У всякой Федорки свои отговорки.

У каждого Филатки свои ухватки.

(рус., укр.)

У всякого соловья песнь своя. (укр.)

Чего один стыдится, в то другой рядится. (сом.)

Что иному мило, то другому постыло. (рус.)

* * *

У бабушки криво век было, да дедушка не хулил(рус.) Т.е. то, что одному кажется плохим, хорошо другому.

* * *

И убегающий Бога молит, и догоняющий (но каждый о своём). (туркм., узб.)

Хозяин горюет о том, что волк унёс, а волк – об оставленном. (арм., груз.)

* * *

Не води своего ишака на базар: скажут хвост или длинный, или короткий (т.к. мнения у всех будут разные). (арм., крымтат., рус., тур.)

* * *

Верблюда спросили, нравится ли ему арабский скакун. «Если бы горб был, был бы гораздо лучше» – ответил он. (груз.)

Ослу сказали: «Давай, отведем тебя в рай!», а он спросил: «А есть там чертополох?» (курд.)

* * *

Бывают люди-растения, люди-звери, люди-боги. Жан Поль.

В жизни есть два основных правила, одно общее, другое частное. Первое из них гласит: рано или поздно каждый получит то, чего хочет, если только постарается. Таково общее правило. Частное правило гласит, что каждый отдельный человек в большей или меньшей степени есть исключение из общего правила. С. Батлер.

В сущности, индивидуальность каждого человека гораздо важнее национальности и в тысячу раз больше, нежели последняя, заслуживает того, чтобы быть принимаемой во внимание. А. Шопенгауэр.

Нет людей чисто беленьких или совершенно чёрненьких; люди все пёстрые. М. Горький.

Стараться быть самим собою – единственное средство иметь успех. Стендаль.

Учитесь у всех, не подражайте никому. М. Горький.

Хотеть быть чем-то другим, а не самим собой – значит хотеть стать ничем. В.О. Ключевский.

101.0.3б. Хорошо и там, и тут, где по имени зовут. (рус.)

Без имени ребёнок – чертёнок.

С именем – Иван, без имени – болван. (рус.) Т.е. то, что не имеет наименования, не названо, нельзя или трудно определить. [5].

Богатого (зовут) по отчеству, а убогого по прозвищу. (рус.)

Как кого зовут, так и обзывают (или: принимают).

Как кого величают, так и почитают. (рус.)

Не крещен младенец – Богдан.

Рожден, а не крещен, – так Богдашка. (рус.)

На Руси некрещеного младенца называли Богданом.

Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном.

Пока не знали – Иваном звали, а узнали – болваном нарекли. (рус.)

* * *

Зови лопату лопатой.

Принимай вещи такими, какие они есть.

(англ.)

* * *

Зовут зовуткой, а величают уткой. (рус.) Говорят в шутку или с оттенком неприязни при нежелании ответить на вопрос: «Как зовут?»

Один Иван – должно; два Иван – можно; три Иван – никак не возможно (сказал немец про Ивана Ивановича Иванова). (рус.)

* * *

Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Д. Карнеги.

101.0.4. КАЖДЫЙ НЕДОСТАТОК ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ НЕКОТОРЫЕ ДОСТОИНСТВА, И КАЖДОЕ ДОСТОИНСТВО – НЕКОТОРЫЕ НЕДОСТАТКИ. (франц.)

Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы. (инд.)

Про людей никогда не известно, где в них кончается ангел и начинается дьявол. (евр.)

* * *

Без недостатка только бог, без грязи – только вода.

Безгрешен только мёртвый.

Един бог без греха.

(англ., казах., рус.)

Говорят обычно в своё оправдание.

Даже на солнце (или: на луне) есть (чёрные) пятна.

И на луне есть пятна, и у розы шипы. (а?я)

И плохой не всегда плох.

Одна добрая чёрта и у дурня бывает.

(осет., рус.)

И у ангела пять недостатков. (япон.)

Нет Касьяна без изъяна. (рус.)

Родившемуся в день Касьяна 29 февраля приходится праздновать день рождения только один раз в четыре года.

Нет пророка без порока. (рус.)

П р о р о к (здесь) – в религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории – прошедшее, настоящее и будущее.

Принимайте нас такими, какие есть. (англ.)

101.0.4а. Нельзя стричь всех под одну гребёнку. (рус., укр)

Всего (или: чужого) на свой аршин не меряй (или: не перемеряй).

Нельзя всех погонять одной палкой.

(перс., тадж.)

* * *

И вор, и развратник – всех метят своим клеймом. (туркм.)

Неверный всех судит по своей вере. (перс.)

* * *

(Фока) заладил (или: затвердил) (как) сорока Якова (одно про всякого). (рус.)

* * *

Врач видит человека во всей его слабости, юрист – во всей его подлости, теолог – во всей его глупости. А. Шопенгауэр.

Все, что одни могли сказать для доказательства человеческого величия, для других послужило только аргументом для доказательства человеческого ничтожества. Б. Паскаль.

Выкраивать других на одну мерку с собою, значит впадать в узкий умственный деспотизм. Д.И. Писарев.

Из человека можно сделать всё, стоит только подойти к нему со слабой стороны. А. Книгге.

Иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках. Ларошфуко.

Когда не поймёшь, добрый ли человек или злой, можно смело сказать, что он – несчастный. В.О. Ключевский.

Конь, оружие, наука, лютня, речь, мужчина и женщина бывают хороши или дурны – всё зависит от того, как с ними обращаются.Древнеиндийск.

Люди не ангелы, сотканные из одного света, но и не скоты, которых следует гнать в стойло. В.Г. Короленко.

Мой жизненный опыт убедил меня, что люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств. А. Линкольн.

Мы называем некоторых людей дикарями только потому, что их манеры отличаются от наших. Б. Франклин.

Недостатки у человека являются как бы продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками. В.И. Ленин.

Нет такого порядочного человека, который, отдав на суд все свои действия и помыслы, не заслуживал бы быть повешенным раз десять в течение своей жизни. Монтень.

Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего. М. Горький.

Пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств; благоразумие смешивает их, ослабляет их действие и потом умело пользуется ими как средством против жизненных невзгод. Ларошфуко.

Сказать, что человек состоит из силы и слабости, из разумения и ослепления, из ничтожества и величия, – это значит не осудить его, а определить его сущность. Д. Дидро.

Стоит ли возмущаться тем, что люди черствы, неблагодарны, несправедливы, надменны, себялюбивы и равнодушны к ближнему? Такими они родились, такова их природа, и не мириться с этим – всё равно что негодовать, зачем камень падает, а пламя тянется вверх. Ж. Лабрюйер.

Человек – не «образ божий», а потомок дикого, хищного зверья. И дивиться нужно не тому, что в человечестве так много этого дикого и хищного, а тому – сколько в нём все-таки самопожертвования, героизма, человеколюбия. В.В. Вересаев.

Человек – это живое противоречие и в этом качестве – живая загадка. С.Н. Булгаков.

Человек может сделаться и ангелом, и зверем. Иоанн Златоуст.

Чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Заурядные личности не находят разницы между людьми. Б. Паскаль.

Чтоб оценить чьё-нибудь качество, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе. У. Шекспир.

Чтобы постичь человека до конца, нужно преодолеть ту неприязнь, которую он в нас вызывает: нельзя стать искусным анатомом, пока не научишься взирать без гадливости на человеческое тело и его органы. Н. Шамфор.